Надгробие на могиле Лавочкина С.А. (1900-1960), ск. З.Виленский, арх. М.Виленская, на Новодевичьем кладбище (1-3-16).

ЛАВОЧКИН Семён Алексеевич (Айзикович) (1900–1960)

 

Авиаконструктор. Член-корреспондент АН СССР (1958). Генерал-майор инженерно-технической службы (1942). Дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956). Родился 29.8(11.9).1900 в Смоленске. Член КПСС с 1953. С 1918 в Красной Армии, в 1920 направлен на учёбу. Окончил МВТУ (1927). Проходил предипломную практику в конструкторском бюро А. Н. Туполева, участвовал в разработке первого советского бомбардировщика АНТ–1 (ТБ–1). Работал в ряде самолётостроительных КБ, затем в Главном управлении авиационной промышленности. С 1939 главный конструктор, руководитель КБ в городе Химки, с 1956 генеральный конструктор ОКБ (ныне НПО им. С. А. Лавочкина). Под его руководством в 1940—44 созданы истребители ЛаГГ–3 (совместно с М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым), Ла–5, Ла–5Ф, Ла–5ФН, Ла–7, имевшие высокие боевые качества и сыгравшие большую роль в Великой Отечественной войне. При их разработке Лавочкин рационально сочетал деревянную конструкцию планёра (применив особо прочный материал — дельтадревесину) с надёжным поршневым двигателем, имевшим высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта (например, АШ–82ФН, форсированный с непосредственным впрыском, мощностью 1360 кВт, конструктор А. Д. Швецов). Компоновка самолётов Ла–5 (и их модификаций), Ла–7 обеспечивала надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. В послевоенные годы созданы серийные и экспериментальные истребители, в том числе: Ла–160 (1947) — первый отечественный самолёт со стреловидным крылом; Ла–176 (1948), на котором впервые в СССР была достигнута скорость полёта, равная скорости звука; всепогодный двухместный истребитель с мощной радиолокационной станцией на борту Ла–200 (1949); сверхзвуковой истребитель Ла–190 (1951) и др. Истребитель Ла–15 (1948), выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолётом Лавочкина. В 1950—54 под руководством Лавочкина разработан беспилотный самолёт-мишень Ла–17 (с модификациями выпускался до 1993), применялся его разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных беспилотных разведывательных ЛА). Под руководством Лавочкина создан ряд образцов ракетной техники: первая отечественная система ПВО с зенитными управляемыми ракетами (стационарная зенитно-ракетная система С–25 «Беркут», принята на вооружение в 1955) для обороны Москвы от средств воздушного нападения противника; в 1957—60 испытана межконтинентальная сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета «Буря» («изделие 350», Ла–350) — первый в СССР аппарат, способный к длительному полёту в атмосфере со скоростью до 3817 км/ч. Депутат Верховного Совета СССР 3—5-го созывов. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степеней, а также медалями. Скончался 9.6.1960 на полигоне Сарышаган, Казахстан.

БРЭ

С.А.Лавочкину установлена мемориальная доска на Тверской улице, дом 19.
С.А.Лавочкину вместе с несколькими другими авиаконструкторами установлена мемориальная доска в Столярном переулке, дом 3, корпус 1.

 

Вместе с С.А.Лавочкиным похоронены:
Лавочкин Александр Семёнович (1938–1967), инженер авиационной промышленности;
Лавочкина Роза Герцевна  (1903–1994), филолог, заведующая библиотекой, жена С.Лавочкина;
Лавочкина Алла Семёновна (1930–2001);
Кулик Леонид Михайлович (1927–2006).