ЛАВОЧКИН Семён Алексеевич (Айзикович) (1900–1960)
Авиаконструктор. Член-корреспондент АН СССР (1958). Генерал-майор
инженерно-технической службы (1942). Дважды Герой Социалистического
Труда (1943, 1956). Родился 29.8(11.9).1900 в Смоленске. Член КПСС с
1953. С 1918 в Красной Армии, в 1920 направлен на учёбу. Окончил
МВТУ (1927). Проходил предипломную практику в конструкторском бюро
А. Н. Туполева, участвовал в разработке первого советского
бомбардировщика АНТ–1 (ТБ–1). Работал в ряде самолётостроительных
КБ, затем в Главном управлении авиационной промышленности. С 1939
главный конструктор, руководитель КБ в городе Химки, с 1956
генеральный конструктор ОКБ (ныне НПО им. С. А. Лавочкина). Под его
руководством в 1940—44 созданы истребители ЛаГГ–3 (совместно с М. И.
Гудковым и В. П. Горбуновым), Ла–5, Ла–5Ф, Ла–5ФН, Ла–7, имевшие
высокие боевые качества и сыгравшие большую роль в Великой
Отечественной войне. При их разработке Лавочкин рационально сочетал
деревянную конструкцию планёра (применив особо прочный материал —
дельтадревесину) с надёжным поршневым двигателем, имевшим высокие
технические характеристики в широком диапазоне высот полёта
(например, АШ–82ФН, форсированный с непосредственным впрыском,
мощностью 1360 кВт, конструктор А. Д. Швецов). Компоновка самолётов
Ла–5 (и их модификаций), Ла–7 обеспечивала надёжную защиту лётчика в
передней полусфере обстрела. В послевоенные годы созданы серийные и
экспериментальные истребители, в том числе: Ла–160 (1947) — первый
отечественный самолёт со стреловидным крылом; Ла–176 (1948), на
котором впервые в СССР была достигнута скорость полёта, равная
скорости звука; всепогодный двухместный истребитель с мощной
радиолокационной станцией на борту Ла–200 (1949); сверхзвуковой
истребитель Ла–190 (1951) и др. Истребитель Ла–15 (1948), выпущенный
малой серией (500 машин), стал последним серийным самолётом
Лавочкина. В 1950—54 под руководством Лавочкина разработан
беспилотный самолёт-мишень Ла–17 (с модификациями выпускался до
1993), применялся его разведывательный вариант в качестве
беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных
беспилотных разведывательных ЛА). Под руководством Лавочкина создан
ряд образцов ракетной техники: первая отечественная система ПВО с
зенитными управляемыми ракетами (стационарная зенитно-ракетная
система С–25 «Беркут», принята на вооружение в 1955) для обороны
Москвы от средств воздушного нападения противника; в 1957—60
испытана межконтинентальная сверхзвуковая стратегическая крылатая
ракета «Буря» («изделие 350», Ла–350) — первый в СССР аппарат,
способный к длительному полёту в атмосфере со скоростью до 3817
км/ч. Депутат Верховного Совета СССР 3—5-го созывов. Государственная
премия СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Награждён 3 орденами Ленина,
орденом Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степеней, а
также медалями. Скончался 9.6.1960 на полигоне Сарышаган, Казахстан.
БРЭ
С.А.Лавочкину установлена
мемориальная доска
на Тверской улице, дом 19.
С.А.Лавочкину вместе с несколькими другими авиаконструкторами
установлена
мемориальная доска в Столярном
переулке, дом 3, корпус 1.
Вместе с С.А.Лавочкиным похоронены:
Лавочкин Александр Семёнович
(1938–1967), инженер авиационной промышленности;
Лавочкина Роза Герцевна
(1903–1994), филолог, заведующая библиотекой, жена С.Лавочкина;
Лавочкина Алла Семёновна
(1930–2001);
Кулик Леонид Михайлович
(1927–2006).