Памятник на могиле Микояну А.И. (1905-1970), ск. А.Емельянцев, С.Волков, арх. В.Симаков, на Новодевичьем кладбище (1-42-18).

МИКОЯН Артём Иванович (1905–1970)

 

Авиаконструктор. Академик АН СССР (1968; член-корреспондент 1953). Генерал-полковник инженерно-технической службы (1967). Дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1957). Родился 23.7(5.8).1905 в селе Санаин, ныне Туманянского района Армении. Член КПСС с 1925. С 1923 работал токарем сначала на заводах в Ростове-на-Дону, позднее на московском заводе «Динамо». После службы в Красной Армии поступил (1931) в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. По окончании академии (1936) работал военным представителем на авиационном заводе, а затем заместителем начальника КБ этого завода. С 1940 главный конструктор опытно-конструкторского бюро по самолётостроению, с марта 1942 директор и главный конструктор опытного завода № 155 (ОКБ–155; с 1971 его имени), с 1956 генеральный конструктор. В 1940 под руководством Микояна (совместно с М. И. Гуревичем) был создан истребитель МиГ–1, предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах. В том же 1940 самолёт был модифицирован (МиГ–3), применялся на фронтах Великой Отечественной войны 1941—45. Микоян — один из пионеров реактивной авиации в СССР. Создал ряд сверхзвуковых реактивных самолётов-истребителей (фронтовых и перехватчиков), многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении ВВС СССР и других стран. Среди них: первый отечественный истребитель с турбореактивными двигателями МиГ–9 (И–300, 1946); МиГ–15 (И–310, 1947, максимальная скорость 1050 км/ч) — первый (вместе с Ла–15) серийный истребитель со стреловидным крылом; МиГ–17 (И–330, 1949, 1115 км/ч); первый серийный сверхзвуковой истребитель МиГ–19 (1954, 1450 км/ч, с первым отечественным форсажным турбореактивным двигателем с осевым компрессором); МиГ–21Ф с треугольным крылом (1957, 2175 км/ч) — выпускался около 20 лет в различных модификациях и стал самым массовым истребителем мира. Последние самолёты, созданные под руководством Микояна: первый в мире истребитель с изменяемой в полёте стреловидностью крыла МиГ–23 (1967, 2500 км/ч); первый в мире высотный скоростной истребитель-перехватчик МиГ–25 (1964, скорость полёта более 3000 км/ч; в 1970 принят на вооружение авиации ПВО; установлено 29 мировых рекордов, из них 3 абсолютных). На самолётах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов. Микоян создал школу в самолётостроении, воспитал многих высококвалифицированных конструкторов. Микоян — депутат Верховного Совета СССР 3—8-го созывов. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Ленинская премия (1962). Награждён 6 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями. Жил на Мясницкой улице, 13 (1930-е); улице Серафимовича, 2 (1943—63); в Леонтьевском переулке, 15 (с 1964). Скончался 9.12.1970 в Москве.

 

А.И.Микояну установлена мемориальная доска на улице Серафимовича, дом 2.

 

Брат Ан.И.Микояна.

 

Вместе с А.И.Микояном похоронена Микоян Зоя Ивановна, урожд. Лисицына (1915–2000), жена А.Микояна.