Памятник на могиле Третьякова П.М. (1832–1898), ск. И.Орлов по проекту худ. И.Остроухова, на Новодевичьем кладбище (1–14–10).

ТРЕТЬЯКОВ Сергей Михайлович (1834–1892)

 

Предприниматель, общественный деятель, коллекционер, меценат, благотворитель. Действительный статский советник. Родился 19.2(3.3).1834 в Москве. Из купеческой семьи. Вместе с братом П. М. Третьяковым и зятем В. Д. Коншиным участвовал в делах торгового дома «П. и С. бр. Третьяковы и В. Д. Коншин» и Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры. Занимался организацией оптового сбыта товаров и торговыми операциями за рубежом. В 1877—81 московский городской голова. Состоял членом московского отделения Русского музыкального общества (в 1869—89 председатель), Московского художественного общества. В 1881—87 на свои средства издавал «Художественный журнал». Участвовал в подготовке Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 в Москве. В юности увлекался музыкой, брал уроки пения; близким другом братьев Третьяковых был Н. Г. Рубинштейн. Под влиянием брата увлёкся коллекционированием. Первоначально покупал картины русских художников: А. П. Боголюбова, Ф. А. Васильева, В. В. Верещагина, В. Г. Перова, А. А. Иванова, А. И. Куинджи, И. Н. Крамского, В. Д. Поленова и др. В собрании Третьякова находилось и несколько скульптур отечественных мастеров: М. М. Антокольского, П. К. Клодта, Н. А. Лаверецкого, С. И. Иванова и др. С первой половины 1870-х годов Третьяков собирал в основном произведения западноевропейской живописи, пользуясь советами И. С. Тургенева и художника А. П. Боголюбова. Ядро коллекции составили картины французских художников: Ж. Л. Давида, К. Коро, Э. Делакруа, Н. В. Диаза, Ш. Ф. Добиньи, Ж. Дюпре, К. Труайона, Г. Курбе, Ж. Бастьен-Лепажа, Э. Месонье, Ж. П. Лоранса, Л. Ж. Ф. Бонна. Третьяков приобретал произведения и других школ: немецкую живопись в его коллекции представляли А. фон Менцель, О. Ашенбах, Л. Кнаус, голландскую — Й. Исраэлс и др., испанскую — М. Фортуни и др. К концу 1880-х годов в собрании Третьякова насчитывалось 84 полотна западноевропейских художников. С 1851 братья Третьяковы жили в Лаврушинском переулке, 10, в особняке, который они вместе приобрели. В 1868 Третьяков переехал на Мясницкую улицу. В 1871 приобрёл, в 1872—75 по проекту архитектора А. С. Каминского перестроил особняк на Пречистенском бульваре (ныне Гоголевский бульвар, 6). Здесь с самого начала размещалась художественная коллекция Третьякова, бывали представители московской интеллигенции, художники и музыканты, в том числе П. И. Чайковский, Рубинштейн, И. Е. Репин, однако для свободного посещения собрание было почти недоступно, поскольку Третьяков подолгу бывал за границей, а с 1889 жил в Петербурге. По завещанию Третьякова его коллекция перешла в распоряжение брата. По описи в 1892 в ней значилось 75 картин западноевропейских художников, 8 рисунков, а также несколько картин и скульптур русской школы. Она была перевезена в Лаврушинский переулок и первоначально размещалась в одном из залов, а в 1898 выставлена в двух специально для неё пристроенных залах. В 1925 картины в основном были переданы в Музей изящных искусств, несколько — в Эрмитаж. Третьяков был известен в Москве и как благотворитель. Он жертвовал крупные суммы на детские приюты, больницы, училища, выкупил для города из казны Сокольничью рощу. В 1870—71 Третьяков вместе с братом устроил проезд между Никольской улицей и Театральным проездом, получивший название Третьяковский проезд. Скончался 25.7(6.8).1892 в Петергофе.

Энциклопедия Москвы

 

ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович (1832–1898)

 

Предприниматель, меценат, коллекционер, благотворитель. Потомственный почётный гражданин (1856), коммерции советник (1880), почётный гражданин Москвы (1897). Член московского отделения Совета торговли и мануфактур (1868—89), выборный Московского биржевого общества (с 1870). Действительный член Петербургской Академии художеств (1893). Член Русского музыкального общества (1860—98), член совета Московского художественного общества (1872—94). Родился 15(27).12.1832 в Москве. Из купеческой семьи Третьяковых, выходцев из Малоярославца. Третьяков получил домашнее образование. В первой половине 1850-х годов унаследовал дело отца, развивал операции по закупке льна, его переработке и продаже текстильных изделий. В 1860 вместе с братом С. М. Третьяковым и зятем В. Д. Коншиным учредил торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В. Д. Коншин» для торговли изделиями из льна, хлопка и шерсти, в 1866 — Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры. Совместно с другими московскими предпринимателями выступил учредителем Московского купеческого банка (1866; был одним из его руководителей), Московского торгово-промышленного товарищества (1874; правление на улице Ильинке в здании Московского торгового банка), некоторых других крупных фирм. Составил крупное состояние (4,4 млн. рублей), заключавшееся в недвижимости (5 домов в Москве), ценных бумагах, деньгах и векселях. Третьяков начал собирать художественную коллекцию в 1854, купив 10 полотен старых голландских мастеров на «развалах» у Сухаревой башни. Поставил перед собой цель создать национальную художественную галерею. В собрание Третьяков включал наиболее ценные и примечательные произведения, в первую очередь своих современников, с 1870-х годов — главным образом членов Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретения делал на выставках и непосредственно в мастерских художников, иногда покупал целые собрания: в 1874 приобрёл туркестанскую серию В. В. Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 — его же индийскую серию (78 этюдов). В собрание Третьякова входило свыше 80 этюдов А. А. Иванова. В 1885 Третьяков купил 102 этюда В. Д. Поленова, выполненных художником во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. М. Васнецова приобрёл собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями в киевском Владимирском соборе. Наиболее полно у Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов. Стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Третьяков стал приобретать картины мастеров XVIII — первой половины XIX веков и памятники древнерусской живописи. Он задумал также создание «Русского пантеона» — портретной галереи знаменитых соотечественников. Специально для неё заказал портреты деятелей отечественной культуры ведущим мастерам этого жанра — Н. Н. Ге, Крамскому, Н. В. Невреву, Перову, Репину. На рубеже 1870—80-х годов Третьяков стал коллекционировать и рисунки, с 1890-х годов формировал собрание икон. В общей сложности Третьяков приобрёл 62 иконы. При его жизни в экспозицию они не включались, а находились в кабинете владельца. Собирал Третьяков и скульптуру, однако эта часть коллекции была небольшой. В 1870—80-х годах архитектор А. С. Каминский несколько раз перестраивал дом братьев Третьяковых в Лаврушинском переулке (д. 10; куплен ими в 1851), приспосабливая его для размещения коллекций. Фасад галереи в неорусском стиле был построен уже после смерти Третьякова, в 1900—05 (по эскизу В. М. Васнецова). С 1881 его галерея стала общедоступной (к 1885 в ней побывало около 30 тысяч человек). В 1892 Третьяков унаследовал собрание западноевропейской живописи своего брата и разместил его в двух залах западной школы. По значимости собрания галерея Третьякова находилась в одном ряду с крупнейшими музеями России того времени, стала одной из достопримечательностей Москвы. В августе 1892 Третьяков передал своё собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в коллекции насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков западноевропейской школы, 15 скульптур и коллекции икон. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых» (ныне Третьяковская галерея). В 1890-х годах её посещали до 150 тысяч человек ежегодно. Третьяков продолжал пополнять собрание, например, в 1894 передал галерее 30 картин, 12 рисунков и мраморную статую «Христианская мученица» работы М. М. Антокольского. Занимался изучением коллекции, с 1893 издавал её каталог (с 1896 — под названием «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых»). Третьяков был известен также как щедрый благотворитель и общественный деятель. В 1860 построил и затем содержал Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице. Оказывал материальную помощь отдельным художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, с 1869 состоял членом совета Московского попечительства о бедных. Был также членом советов Московского коммерческого училища и Александровского коммерческого училища. Половину своих средств завещал на благотворительные цели: на устройство приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников (построен в 1909—12 архитектором Н. С. Курдюковым, Лаврушинский переулок, 3), для раздачи рабочим и служащим своих предприятий, а также на финансирование галереи. Скончался 4(16).12.1898 в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище, в 1948 прах П. М. и С. М. Третьякова, а также жены П. М. Третьякова В. Н. Третьяковой перенесён на Новодевичье кладбище.

Энциклопедия Москвы

П.М.Третьякову установлен памятник в Лаврушинском переулке возле Государственной Третьяковской галереи.

 

КУЛЕШОВ Лев Владимирович (1899–1970)

 

Кинорежиссёр, теоретик кино, педагог. Доктор искусствоведения (1946). Народный артист РСФСР (1969). Родился 1(13).1.1899 в Тамбове. Член КПСС с 1945. В кино начал работать как художник (с 1916). Один из пионеров советского киноискусства, сыграл большую роль в исследовании специфики киноискусства, в развитии кино языка, монтажа, технологии съёмок. Руководил документальными съёмками на фронтах Гражданской войны 1918—20. Поставил агитфильм «На красном фронте» (1920). В 1919 организовал учебную мастерскую в Госкиношколе. Среди его учеников — В. И. Пудовкин, Б. В. Барнет, А. С. Хохлова, С. П. Комаров и др. К числу наиболее значительных фильмов Кулешова относятся: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926, по рассказу Дж. Лондона «Неожиданное»), «Великий утешитель» (1933, по мотивам биографии О. Генри). Для фильмов Кулешова характерна напряжённость сюжета, остро очерченный рисунок ролей, высокая изобразительная культура. С 1944 занимался главным образом педагогической работой во ВГИКе (профессор с 1939, руководил режиссёрской мастерской). Кулешов — автор исследований по теории и практике киноискусства, в том числе книги «Основы кинорежиссуры» (1941), переведённой на многие языки. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 29.3.1970 в Москве.

БСЭ

 

ХОХЛОВА Александра Сергеевна (1897–1985)

 

Киноактриса, режиссёр, педагог. Заслуженная артистка РСФСР. Родилась 4.11.1897 в Берлине. В кино с 1916. Окончила Госкиношколу (мастерская Л. Кулешова). Игра Хохловой в кино отличалась подчёркнутой эксцентричностью, отточенностью жестов и мимики, внешней выразительностью. Снялась в фильмах: «На красном фронте» (1920), «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926), «Великий утешитель» (1933) и др. Поставила фильмы: «Дело с застежками» (1929), «Саша» (1930), «Игрушки» (1931). Педагог Госкиношколы (ВГИКа), доцент (1939). Автор книг и монографий о кино. Жена Л.Кулешова, внучка П. И В. Третьяковых, внучка врача С. П. Боткина (1832—1889), дочь врача С. С. Боткина (1859—1910, похоронен в Александро-Невской лавре) и племянница лейб-медика Е. С. Боткина (1865—1918). Скончалась 22.8.1985 в Москве.

 

Вместе с С.М. и П.М. Третьяковыми, Л.В.Кулешовым и А.С.Хохловой похоронены:
Третьякова Вера Николаевна, урожд. Мамонтова (1844–1899), попечительница Московского Арнольдовского училища для глухонемых детей, жена П.Третьякова;
Боткина Александра Павловна (1867–1959), член Учёного совета Третьяковской галереи, дочь П. и В. Третьяковых;
Гриценко Марина Николаевна (1901–1971), искусствовед, внучка П. и В. Третьяковых.