Памятник на могиле Голосова И.А. (1883–1945), арх. В.Калинин, на Новодевичьем кладбище (2–30–18).

ГОЛОСОВ Илья Александрович (1883–1945)

 

Архитектор. Родился 19(31).7.1883 в Москве. Брат П. А. Голосова. Учился в Москве — в СХПУ (1898—1906) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907—12), в Петербургской АХ (1912—15). В ранний период создавал проекты в стиле неоклассицизма (дом Габричевской в Москве, 1914, совместно с братом) и неорусском стиле (особняк Зимина в городе Киржач). Во время 1-й мировой войны служил в армии, проектировал сооружения для тыловых частей. После демобилизации создавал проекты в формах упрощённой классики (проект крематория для Москвы, 1919, и др.). Член Объединения современных архитекторов (с 1925), член редколлегии журнала «Современная архитектура». В поисках современной архитектурной композиции в начале 1920-х гг. уделял основное внимание закономерностям построения крупной формы, определяя взаимодействие частей «линиями тяготения». Для его экспериментальных работ этого периода характерны динамичные сдвиги объёмов, спираль как лейтмотив композиции: обсерватория (1921), Останкинское коннозаводство (1922) и Дворец труда в Москве (1923). Со 2-й половины 1920-х гг. разрабатывал эстетику конструктивизма. Использовал контрасты ярко окрашенных плоскостей, сочетание стекла и металлических решётчатых форм, взаимодействие цилиндрических и кубических форм, пластическая выразительность объёмов. Основные проекты: зданий «Аркос» и московского отделения газеты «Ленинградская правда» (оба 1924), Дома текстиля (1925, совместно с Б. Я. Улиничем), Электробанка (1926; все — в Москве), Дворца труда в Ростове-на-Дону (1925) и Дворца культуры в Сталинграде (ныне Волгоград, 1928). В формах архитектурного авангарда построены Клуб им. Зуева в Москве (1927—29), Дом Советов в Хабаровске (1928—30), Дом правительства в Элисте (1928—32), жилой комплекс в Иваново-Вознесенске (1930—32). В 1930-е гг. руководил мастерской № 4 Моссовета. Сформулированные ранее принципы построения крупной формы воплотил в классицистических по композиции жилых домах на Яузском бульваре и на Долгоруковской улице (оба 1934—36), здании Высшей профсоюзной школы (1938; все — в Москве), жилом доме Горьковского автозавода (1936), в конкурсных проектах Дворца Советов (1932), здания ТАСС (1934), Дома книги в Москве (1934—35) и др. С 1919 преподавал в Москве — в Свободных художественных мастерских — Вхутемасе-Вхутеине (где с К. С. Мельниковым организовал отделение «Новая академия»), в Политехническом институте, МАрхИ. Скончался 29.1.1945 в Москве.

БРЭ