Памятник на могиле Гусева В.М. (1909–1944), на Новодевичьем кладбище (2–5–19). Нажмите левую кнопку мыши, чтобы увидеть фрагмент памятника крупно.

ГУСЕВ Виктор Михайлович (1909–1944)

 

Поэт, драматург, киносценарист. Родился 17(30).1.1909 в Москве. В 1925—26 учился в «школе юниоров» — Драматической студии при Театре Революции, затем слушатель Высших литературных курсов (1927—29), студент факультета литературы и искусства Московского университета (1929—31). Сценарист театрализованных представлений московских коллективов «Синей блузы», сочинитель либретто «живых картин» и частушек для праздничных действ в рабочих клубах. Первые сборники стихов «Поход вещей» (1929). Разрабатывал жанр лирико-героической стихотворной новеллы, часто выступал с ними в московских периодических изданиях. Громкую литературную известность ему принесла пронизанная тонами героики комедия «Слава», поставленная в 1936 Центральным театром Красной Армии на основной сцене и в Зелёном театре ЦПКиО им. М. Горького, Малым театром и др. В 1939 создал либретто оперы «Волочаевские дни» (музыка И. Дзержинского, постановка Большого театра), в 1942 — комические оперы «Хрустальный кубок» (совместно с Л. Кассилем, музыка Т. Хренникова), в 1940 — оперетты «Жизнь актёра». Особенно широкой его популярность как создателя драматических произведений в стихах, посвящённых жизни Москвы и москвичей, стала после выхода на сцены в 1940—42 лирической комедии «Весна в Москве» (Театр Революции, 1940) и одноимённого радиоспектакля (в 1953 сделана была и киноверсия). Успехом у московской театральной аудитории в разное время пользовались пьесы Гусева «Дружба» (Малый театр, 1938), «Москвичка» и «Сыновья трёх рек» (обе — Московский театр драмы, 1942 и 1943), «Сын Рыбакова» (другое название «Иван Рыбаков»; авторский вариант 1939 завершил В. Винников в 1953). С использованием нового текста постановка была осуществлена Центральным телевидением (1955). Автор сценариев знаменитых кинокартин «Свинарка и пастух» (1941; Государственная премия, 1942), «В шесть часов вечера после войны» (1944; Государственная премия, 1946). Популярность Гусева как мастера современной драматургии со своим неповторимым почерком, умеющего убедительно говорить о важности выполнения нравственного долга, ярко и романтично выявлять привлекательность патриотической линии в поведении людей, сделали его работы знаками эпохи и одновременно инструментами художественной пропаганды советского строя. Особую силу обрели во второй половине 1930—40-х многие эффектные образцы гусевского песенного творчества, быстро завоевавшие своё место в возвышении образа Москвы-столицы, в раскрытии столичной темы как благодатной основы для воспитания оптимистического самосознания. Весьма значительными по динамике воздействия остаётся эстетический заряд таких песен, как: «Полюшко-поле» («Степная кавалерийская», 1934; музыка Л. Книппера), «Были два друга в нашем полку» (1937; музыка П. Германова), «Песня о Москве» («Хорошо на московском просторе», 1941; музыка Т. Хренникова), «Есть на Севере хороший городок» (1942; музыка Хренникова), «Когда песню поёшь…» (1943; музыка В. П. Соловьёва-Седого); «Вася Крючкин» («Девушка и взвод», 1943; музыка Соловьёва-Седого), «Казак уходил на войну» (1944; музыка Хренникова), «Песня артиллеристов» («Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой», 1944; музыка Хренникова), «На грозную битву вставайте…» (1944; музыка Хренникова) и др. С первых дней Великой Отечественной войны руководил литературно-драматическим вещанием Всесоюзного радиокомитета. При нём существенно усилилась роль живого слова на радио. К работе в студиях Дома звукозаписи (ныне Малая Никитская) привлекались практически все писатели, жившие в Москве. Обновлённая по инициативе Гусева редакция увеличила объём передач с чтением классических произведений прозы и поэзии выдающимися мастерами московских театров. Премьеры созданных под его попечением радиопостановок становились событиями в мире радиодраматургии, начинавшей обретать свою подлинную силу. Опыт прямого репортажа, полученный в дни праздничных торжеств на Красной площади, успешно трансформировался им в поисках оригинальных подходов к раскрытию патриотической темы средствами радио. Под руководством Гусева активно организовывались трансляции из залов московских театров. Известный в Москве с молодых лет как увлечённый мастер культуры, оптимист и новатор, Гусев сотрудничал с композиторами Дзержинским, В. Волошиновым, Д. Кабалевским, Соловьёвым-Седым, Хренниковым. В круге его общения были кинорежиссёры И. Пырьев, М. Ромм, А. Столпер, писатели М. Залка, К. Финн, И. Шток и многие другие. С 1937 жил в Лаврушинском переулке, 17. Именем Гусева был назван пассажирский пароход, с 1940-х его имя носит улица в дачном посёлке писателей во Внуково. Скончался 23.1.1944 в Москве.

Московская энциклопедия. Лица Москвы

 

ГУСЕВ Михаил Викторович (1934–2005)

 

Микробиолог. Доктор биологических наук (1971), професор (1974), заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный профессор МГУ. Родился 29.5.1934 в Москве, отец — поэт и драматург В. М. Гусев, мать — учительница Н. П. Степанова. В 1957 окончил кафедру микробиологии биолого-почвенного факультета МГУ, в 1962 — аспирантуру там же (кандидат биологических наук, 1963) и до конца жизни работал на биолого-почвенном (с 1973 — биологическом) факультете: доцент (с 1965), профессор (с 1974) кафедры микробиологии; профессор, заведующий кафедрой физиологии растений (1976—84), заведующий кафедрой клеточной физиологии и иммунологии (1984—2005; в 2002 по инициативе Гусева переименована в кафедру физиологии микроорганизмов). Одновременно с 1973 по 2005 — декан биологического факультета МГУ. Находился на этом посту 33 года — рекордно долгий срок для естественных факультетов МГУ. Представлял РФ в Комиссии по биолологическому образованию Международного союза биологических наук при ЮНЕСКО (1986—97). Основные научные труды посвящены клеточной физиологии, физиологии и биохимии фототрофных организмов. Впервые показал анаэробную природу некоторых цианобактерий. Разработал классификацию форм жизни по типу их взаимодействия с молекулярным кислородом и предложил оригинальную концепцию, объясняющую пути формирования дыхательного метаболизма. Эти исследования легли в основу нетрадиционных направлений биотехнологии с использованием фототрофных микроорганизмов, в первую очередь цианобактерий, а также для разработки практических мер против цветения воды, вызываемого цианобактериями. Обосновал необходимость эволюционного подхода к изучению старения организмов и заложил основы нового научного направления — эволюционной геронтологии. Развивал концепцию биоцентризма как альтернативу доминирующему ныне антропоцентрическому подходу к биологии, биотехнологии, биополитике и системе просвещения, что послужило основой для создания ещё одного нового научного направления. На посту декана биологического факультета способствовал созданию на факультете и в МГУ ряда новых подразделений, отвечающих современным потребностям науки. Автор нескольких сборников стихов. Государственная премия СССР (1988), премия Правительства РФ в области образования (2001). Действительный член РАЕН (2002). Награждён орденом «Знак Почёта», российскими орденами Дружбы и Почёта, медалями. В детстве жил в Лаврушинском переулке, 17; в 1990-е—2005 на Ломоносовском проспекте, 14. Скончался 11.7.2005 в Москве.

Московская энциклопедия. Лица Москвы

М.В.Гусеву установлена мемориальная доска на Ленинских горах, владение 1, строение 12 (в холле здания биологического и почвенного факультетов МГУ).

 

Вместе с В.М. и М.В. Гусевыми похоронены:
Гусев Михаил Прокофьевич (1888–1945), служащий;
Гусева Анастасия Семёновна (1889–1956), жена М.Гусева;
Степанова Анна Михайловна (1884–1956);
Аввакумова Варвара Прокофьевна (1884–1971), медсестра, сестра М.Гусева;
Степанова Нина Петровна (1908–1987), учительница, редактор на Радио, дочь А.Степановой, жена В.Гусева, мать М.Гусева;
Гусева Мария Михайловна (1960–1993), переводчик, внучка В.Гусева.