Памятник на могиле Качалова В.И. (1875–1948), ск. Л.Кербель, арх. Л.Кулага, на Новодевичьем кладбище (2–17а–3).

КАЧАЛОВ Василий Иванович (1875–1948)

 

Актёр. Народный артист СССР (6.9.1936). Родился 30.1(11.2).1875 в Вильнюсе в семье священника (настоящая фамилия — Шверубович). Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, участвовал в драматическом кружке, руководимом В. Н. Давыдовым. Работал в Театре А. С. Суворина (Петербург, 1896—97), Товариществе М. М. Бородая (Казань, Саратов, 1897—1900). С 1900 — в труппе Московского Художественного театра. Качалов обладал исключительной артистичностью, огромным сценическим обаянием, редким по музыкальности голосом. Острый аналитик, художник философского восприятия жизни, он основывал своё искусство не только на силе эмоционального воздействия, но и на темпераменте мысли, способности воспроизвести драму сознания, раскрыть конфликты идей и убеждений, владеющих его героями. Исполнил в МХАТе 55 ролей. Выступления в пьесах А. П. Чехова и М. Горького сделали Качалова любимым актёром русской демократической интеллигенции. Мечтающий о прекрасном будущем Тузенбах, рвущийся навстречу борьбе и жизни Петя Трофимов, отчаявшийся, но отвергающий компромиссы Иванов (в пьесах Чехова «Три сестры», 1902, «Вишнёвый сад», 1904, «Иванов», 1904) выразили ожидание социальных перемен, охватившее русское общество в начале века. В роли Барона («На дне» Горького, 1902) Качалов вскрыл социальную суть психологии барина, превратившегося в босяка и сутенёра, дал замечательный образец мастерства перевоплощения. Проблема «интеллигенция и революция» была остро поставлена Качаловым в роли Протасова («Дети солнца» Горького, 1905). Среди лучших ролей Качалова дореволюционного периода: Берендей («Снегурочка» Островского, 1900), Иоганн Фокерат («Одинокие» Гауптмана, 1903), Юлий Цезарь («Юлий Цезарь» Шекспира, 1903), Бранд («Бранд» Ибсена, 1906), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1910), Каренин («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1911), Горский («Где тонко, там и рвётся» Тургенева, 1912). Блеск интеллектуального темперамента Качалова проявился в ролях Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1906, возобновление в 1914 и 1938) и Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1911). Страстной верой в силу разума было проникнуто исполнение Качаловым роли Ивана Карамазова («Братья Карамазовы» по Достоевскому, 1910). В 1922—24 Качалов принимал участие в гастролях МХАТа в Европе и Америке. В советское время в образах, созданных Качаловым, наряду со страстным, мужественным гуманизмом, с утверждением героического начала в человеке по-новому, с особой остротой проявились тенденции к сатирическому обличению. В 1926 Качалов выступил в роли Николая I («Николай I и декабристы» Кугеля), достигнув яркой театральности в психологической характеристике царя. В роли Захара Бардина («Враги» Горького, 1935) артист продолжил направление социальной сатиры, связанное в его творчестве с драматургией Горького. В историю советского театра вошёл драматический образ партизанского вожака Никиты Вершинина, воплощённый Качаловым в спектакле «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова (1927). В инсценировке «Воскресения» Л. Н. Толстого (1930) в роли «От автора» Качалов, по словам К. С. Станиславского, создал «... новый жанр — голос автора, его душу» (Собрание сочинений, т. 8, 1961, с. 411). Качалов выступал на эстраде с исполнением стихов и прозы, а также литературно-музыкальных и драматических композиций (автором которых был он сам), играя иногда сцены с участием нескольких персонажей — из «Юлия Цезаря», «Гамлета» Шекспира, «На дне» Горького, и др. Среди киноролей: «Белый орёл» (1928) и «Путёвка в жизнь» (1931, голос за кадром). Государственная премия СССР (1943). Награждён 2 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Скончалась 30.9.1948 в Москве.

БСЭ

В.И.Качалову установлена мемориальная доска в Брюсовом переулке, дом 17.

 

ЛИТОВЦЕВА-КАЧАЛОВА Нина Николаевна (1878–1956)

 

Актриса и режиссёр. Народная артистка РСФСР (1948). Родилась 12.1.1878 в Москве. Жена В. И. Качалова. По окончании драматического отделения Московского филармонического училища (класс Вл. И. Немировича-Данченко) служила в провинции. С труппой М. М. Бородая работала в Казани, Саратове, Астрахани. Роли: Роксана («Сирано де Бержерак» Ростана), Сюзанна («Безумный день, или Женитьба Фигаро») и др. С 1901 — в труппе МХТ. Исполнила роль трепетной, тянущейся к радости Веры Павловны в «Иване Мироныче» Чирикова (1905), в острохарактерной манере играла горничную Фиму в «Детях солнца» (1905). Среди других ролей: Ирина («Три сестры» Чехова), Наташа и Анна («На дне» Горького), Варя («Вишнёвый сад» Чехова), Сарра («Иванов» Чехова), Наталья Дмитриевна («Горе от ума» Грибоедова) и др. В 1908—16 Литовцева-Качалова не работала в театре из-за болезни; вела педагогическую работу в театральных школах. В 1916—19 была режиссёром-педагогом во 2-й Студии МХТ; исполнила роль матери Финочки («Зелёное кольцо» Гиппиус). Поставила «Младость» Андреева (1919). С 1922 — режиссёр и актриса МХАТ. Постановки: «Николай I и декабристы» Кугеля (1926, художественный руководитель Станиславский), «Наша молодость» Карташева (1930); участвовала в постановке спектаклей «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова (1927), «Таланты и поклонники» А. Островского (1933), «Три сестры» Чехова (1940), «Дядя Ваня» Чехова (1947), «Плоды просвещения» Л. Толстого (1951). Последние актёрские работы Литовцевой-Качаловой — Картасова и графиня Вронская («Анна Каренина» по Л. Толстому), Войницкая («Дядя Ваня» Чехова) — отмечены графической сухостью, точностью и язвительностью характеристик. Награждена орденом «Знак Почёта». Скончалась 8.4.1956 в Москве.

Театральная энциклопедия

 

Вместе с В.И.Качаловым и Н.Н.Литовцевой-Качаловой похоронены:
Шверубович Вадим Васильевич (1901–1981), заведующий постановочной частью МХАТа, руководитель постановочного факультета Школы-студии МХАТа, зачлуженный деятель искусств РСФСР, сын В.Качалова и Н.Литовцевой-Качаловой;
Дмитриаш Елена Владимировна (1916–1995), балерина Большого театра, педагог-репетитор Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, жена В.Шверубовича.