Памятник на могиле Хомякова А.С. (1804–1860), на Новодевичьем кладбище (2–13–25).

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804–1860)

 

Русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель славянофильства. Член-корреспондент Петербургской АН (1856). Родился 1(13).5.1804 в Москве. Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку «любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858—60). Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд других либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей Хомякова «О старом и новом» (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства. Творчеству Хомякова свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым «соборность» трактуется Хомяковым как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по Хомякову, динамично: он наделён способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние, «истинная вера», когда всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Хомяков отводил воле). Вера — это одновременно «познание и жизнь», «живознание». В социальной философии противопоставление «соборности» и «ассоциативности» выступает у Хомякова в виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истинного братства» и «условного договора» и т.д.; идеализируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Хомякову, это история народов, каждый из которых мыслится в духе романтизма как коллективная личность, «живое лицо», наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Хомякова соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам — «кушитскому» (покорность необходимости — вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Хомяков, как и другие славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело, по Хомякову, к разрыву между «просвещённым обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Хомяков, в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам русской истории. Поэтические произведения Хомякова — стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирические стихотворения — тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом («России» и др.). Скончался 23.9(5.10).1860 в селе Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области.

БСЭ

А.С.Хомякову установлена мемориальная доска в Даниловом монастыре.

 

Вместе с А.С.Хомяковым похоронена Хомякова Екатерина Михайловна, урожд. Языкова (1817–1852), жена А.Хомякова, сестра Н.М.Языкова.

 

Останки Е. и А. Хомяковых перенесены в 1931 с кладбища Данилова монастыря.