Памятник на могиле Макаренко А.С. (1888–1939), ск. В.Цигаль, арх. В.Калинин, на Новодевичьем кладбище (2–35–11).

МАКАРЕНКО Антон Семёнович (1888–1939)

 

Педагог, писатель. Родился 1(13).3.1888 в городе Белополье Харьковской губернии, ныне в Сумской области Украины. По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) преподавал в железнодорожных училищах в Крюкове (1905—11), на станции Долинская (1911—14) и в Полтавском высшем начальном училище (1917). Окончив Полтавский учительский институт (1917), заведовал Высшим начальным училищем в Крюкове (1917—19) и начальным училищем в Полтаве (1919—20). В сентябре 1920 возглавил колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой [с 1921 Колония им. М. Горького; в 1926 переведена в Куряж (ныне посёлок Подворки) близ Харькова], руководил Трудовой коммуной им. Ф. Э. Дзержинского (1927—35, в пригороде Харькова). В 1935—37 в НКВД УССР (начальник, затем заместитель начальника отдела трудовых колоний), заведующий колонией для несовершеннолетних в Броварах (под Киевом; октябрь 1936 — январь 1937). С 1937 в Москве; занимался в основном литературной деятельностью. Макаренко создал оригинальное и значимое направление в воспитании — «педагогику отношений», которая была направлена на преодоление отчуждения людей друг от друга, личности от общества, труда и культуры. Разработал новаторскую и целостную теорию воспитания в коллективе и через коллектив на основе единства свободы и ответственности, прав и обязанностей личности как необходимого условия её свободного развития. Подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Макаренко создал методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий, организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношений личности и коллектива, самоуправления, формирования общественного мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перед ним системы перспективных линий, укрепления и развития традиций. Предложил конкретные методики воспитания: метод «создания событий» (воспитательных ситуаций, имеющих поворотное значение), коллективное осуждение, бойкот («педагогический взрыв»), авансирование воспитанников «завтрашней радостью». Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей, создал эффективную социально-педагогическую систему работы с беспризорниками. Сущность своего педагогического опыта определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Акцентировал воспитание на стимулировании положительных задатков личности («проектирование лучшего в человеке»). В созданных и руководимых Макаренко колониях и коммунах («школы-хозяйства») основой воспитательного процесса выступало передовое сельскохозяйственное, а затем промышленное производство, базирующееся на высоком уровне науки и техники. У коммунаров вырабатывались умения и навыки коллективного хозяйствования (разновозрастные отряды, советы командиров), осуществлялась новая система экономических отношений (хозрасчёт, полная самоокупаемость), развивались принципы трудовой морали. Это достигалось благодаря пафосу активно-творческой деятельности («труд — забота»), неразрывной связи обучения с воспитанием, школы с жизнью и трудом, яркими праздниками, ритуалами и традициями, создающими стимулирующий эмоциональный настрой. Макаренко внёс существенный вклад в теорию семейного воспитания. В «Книге для родителей» (1937, совместно с Г. С. Макаренко) утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Главным принципом семейной педагогики считал высокие требования родителей к себе, подчёркивал необходимость серьёзного и искреннего тона в отношениях с детьми. В литературных произведениях [повести «Марш 30-го года» (1932), «Флаги на башнях» (1938), «Педагогическая поэма» (ч. 1—3, 1933—36)] на материале собственного опыта показал сложнейшую гамму полнокровного взаимодействия детства и юности с жизнью взрослых, социальной действительностью. Созданная Макаренко социально-личностная, жизненно ориентированная педагогика актуальна и перспективна. В Москве действуют: Педагогический музей А. С. Макаренко (основан в 1983, открыт в 1992), штаб-квартира Международной ассоциации Макаренко А. С. (создана в 1991). Произведения Макаренко изданы на большинстве языков стран Западной Европы и Азии. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Скончался 1.4.1939 в Москве.

БРЭ

 

Вместе с А.С.Макаренко похоронены:
Салько Антон (младенец–1954);
Салько Лев Михайлович (1914–1958), подполковник, приёмный сын А.Макаренко, отец А.Салько;
Макаренко Галина Стахиевна (1892–1962), жена А.Макаренко.