Памятник на могиле Немировича-Данченко В.И. (1858-1943), на Новодевичьем кладбище (2-15-19).

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858–1943)

 

Режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург. Основатель (совместно с К.С.Станиславским) Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936). Родился 11(23).12.1858 в Озургеты, ныне Махарадзе Грузии. В юности участвовал в любительских спектаклях. В 187679 учился на физико-математическом факультете Московского университета. В 70-х годах начал выступать в качестве театрального критика. Прозаические произведения Немировича-Данченко отмечены влиянием А. П. Чехова: повести, посвященные деревне, «Губернаторская ревизия» (1896), «Сны» (1898), жизни актёров «Драма за сценой» (1896), нравам прессы «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесы «Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896) и др. ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Немировича-Данченко к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Немирович-Данченко предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчества. Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли некоторые ученики Немировича-Данченко (в 18911901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы. Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства «переживания», с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Немировича-Данченко и Станиславского, причём Немировичу-Данченко принадлежало определяющее положение в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904). Немирович-Данченко способствовал привлечению драматургии М. Горького, вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902). Он осуществил постановки пьес Г. Гауптмана («Одинокие», 1899) и Г. Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903: «Бранд», 1906: «Росмерсхольм», 1908). В 1903 Немирович-Данченко поставил трагедию «Юлий Цезарь» Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры Немировича-Данченко мастерство психологического анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора убедительно проявились и в постановках русской классики («На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1910; «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке «Братьев Карамазовых» Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романа. Так же в предреволюционные годы были поставлены инсценировки «Бесов» Достоевского («Николай Ставрогин», 1913), пьесы Л. Н. Андреева «Анатэма» (1909) и «Мысль» (1914). После победы Великой Октябрьской социалистической революции Немирович-Данченко работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в «Блокаде» Вс. Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных истории и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Тренёва (1936), «Половчанские сады» Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты» Погодина (1942). В спектаклях по романам Л. Н. Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя. Немирович-Данченко осуществил также постановки русской классической драматургии: «Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях «Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940). Немирович-Данченко широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского. В своих обобщениях Немирович-Данченко исходил из концепции о «трёх восприятиях театрального представления», «о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном» в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение Немировича-Данченко о «втором плане сценической жизни актёра», о «зерне» образа, о «физическом самочувствии», о «внутреннем монологе». Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Немирович-Данченко вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 при МХТе Музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: «Дочь Анго» Лекока, «Лисистрата» Аристофана, «Карменсита и солдат» на музыку Бизе, «Травиата» Верди, «Катерина Измайлова» Шостаковича, «В бурю» Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Скончался 25.4.1943 в Москве.

БСЭ

В.И.Немировичу-Данченко установлена мемориальная доска в Глинищевском переулке, дом 5/7.
К.С.Станиславскому и Вл.И.Немировичу-Данченко установлен памятник в Камергерском переулке.

 

Муж Е.Н.Немирович-Данченко.