Памятник на могиле Протазанова Я.А. (1881–1945), на Новодевичьем кладбище (2–25–16).

ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович (1881–1945)

 

Кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943). Один из зачинателей отечественного кинематографа. Родился 23.1(4.2).1881 в Москва. В 1911—18 поставил около 80 фильмов, в том числе такие значительные, как «Война и мир» (1915, совместно с В. Р. Гардиным), «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918). Уже в этот период творчество Протазанова отличалось высоким профессиональным мастерством, интересом к классической русской литературе, вниманием к искусству актёра. Вынужденный в эти годы нередко заниматься коммерческими постановками, он в лучших работах продемонстрировал возможности русского кино. После пребывания за рубежом Протазанов возвратился в 1923 в Россию. В первых фильмах, созданных на советских киностудиях, — «Аэлита» (1924) и «Его призыв» (1925) — он избрал темы, связанные с жизнью страны. Ставил комедии: «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930). В них ярко проявилось мастерство популярных актёров И. В. Ильинского, В. П. Марецкой, А. П. Кторова, М. М. Климова, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В историко-революционном фильме «Сорок первый» (1927) Протазанов добился глубокой достоверности в передаче эпохи и создании образов главных героев. Протазанов привлёк для исполнения главных ролей М. А. Чехова в фильме «Человек из ресторана» (1927), В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда в фильме «Белый орёл» (1928) и И. М. Москвина в фильме по рассказам А. П. Чехова «Чины и люди» (1929). В период звукового кино после музыкальной комедии-памфлета «Марионетки» (1934) Протазанов поставил фильм «Бесприданница» (1937), который стал одной из лучших отечественных экранизаций классической драматургии. Исторический фильм «Салават Юлаев» (1941) и комедия «Насреддин в Бухаре» (1943) — последние работы режиссёра. Скончался 8.8.1945 в Москве.

БСЭ