Памятник на могиле Шадра И.Д. (1887-1941), ск. И.Рабинович, арх. Г.Гольц, А.Заварзин, на Новодевичьем кладбище (2-26-15). Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника.

ШАДР Иван Дмитриевич (1887–1941)

 

Настоящая фамилия — Иванов. Скульптор. Родился 30.1(11.2).1887 в Шадринске, ныне Курганской области. Учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903—07), в рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1907—08), в Париже (1910—11), где пользовался советами Э. А. Бурделя и О. Родена, и в Риме (1911—12). Член общества русских скульпторов (ОРС; с 1926). Ранние произведения Шадра (проект памятника «Мировому страданию», 1915, не осуществлён) отмечены влиянием стиля «модерн». Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Под влиянием революционной действительности тяготение Шадра к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл. Свойственная Шадру пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик [«Красноармеец», «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин» (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях; все — гипс, 1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951, Третьяковская галерея)]. В скульптуре «Булыжник — оружие пролетариата» динамически переданное движение молодого рабочего, выламывающего булыжник из мостовой, вырастает в символ революционного порыва народных масс. В 1923 участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (в настоящее время — территория ЦПКиО). С 1924 Шадр много работал над образом В. И. Ленина. Одним из лучших советских монументов стал созданный им памятник Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС (Грузия); образ вождя раскрывается в своём историческом величии и жизненной правдивости. Монумент органически сочетается с окружающей его горной природой, архитектурой гидростанции и её плотиной. Всего было создано более 15 памятников Ленину. Итогом поисков Шадра в области монументальной скульптуры стала работа над образом М. Горького [проект памятника Горькому в Москве, бронза, 1939, Третьяковская галерея; осуществлён В. И. Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой]. Тенденция к символической обобщенности образов характерна также для исполненных Шадром портретов: «Мать» (гипс, 1922, собрание Т. В. Шадр-Ивановой, Москва; бронза, Третьяковская галерея), «Максим Горький. Буревестник» (бронза, 1939, там же) и надгробий (Е. Н. Немирович-Данченко, мрамор, лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище, Москва, и др.). В 1934—35 выполнил статую «Девушка с веслом» (была установлена в ЦПКиО им. М. Горького в Москве, перенесена в 1935 в ПКиО Ворошиловграда, ныне — Луганск, новая восьмиметровая бетонная статуя была установлена в ЦПКиО в 1936). Творчество Шадра, исполненное революционной романтики, сыграло важную роль в утверждении социалистического реализма в советской скульптуре. Государственная премия СССР (1952, посмертно). Скончался 3.4.1941 в Москве.

 

И.Д.Шадру установлена мемориальная доска в Брюсовом переулке, дом 7.

 

Вместе с И.Д.Шадром похоронена Шадр Татьяна Владимировна (1893–1974), жена И.Шадра.