ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906–1975)
Композитор. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического
Труда (1966). Доктор искусствоведения (1965). Родился 12(25).9.1906
в Петербурге в семье инженера. Член КПСС с 1960. Окончил
Ленинградскую консерваторию по классу фортепьяно у Л. В. Николаева
(1923) и композиции у М. О. Штейнберга (1925). В 1927 на 1-м
Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава) получил
почётный диплом. Выступал с исполнением собственного произведения. С
1937 вёл класс сочинения в Ленинградской, в 1943—48 в Московской
консерваториях (с 1939 профессор). Среди учеников: Р. С. Бунин, А.
Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В.
Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский.
Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957), Союза композиторов РСФСР
(с 1960, в 1960—68 первый секретарь). Творчество Шостаковича — одна
из вершин музыкального искусства 20 в. Центральное место в
творчестве Шостаковича занимали симфонические произведения,
отмеченные крайней напряжённостью музыкальной драматургии.
Музыкальное развитие в них многообразно, отличается остротой
конфликтов и контрастов, огромным размахом тематической разработки,
связанной с внутренним переосмысливанием музыкальных тем. Благодаря
этому у Шостаковича одна и та же тема иногда воплощает
противоположные жизненные явления. Художник-новатор, Шостакович
развил традиции М. П. Мусоргского (особенно близкого ему
композитора), И. С. Баха, Л. Бетховена, Г. Малера и создал свой
глубоко самобытный стиль. Индивидуальность Шостаковича ярко
проявилась в интонационном строе его музыки, в применяемых им ладах.
Основываясь на ладовых системах, распространённых в русской
музыкальной классике, Шостакович модифицировал их, создал уникальные
лады. Выдающийся мастер полифонии, он по-своему интерпретировал
формы фуги, пассакальи, широко пользовался полифоническими приёмами
как средством тематического развития, перестроил композицию
сонатно-симфонического цикла, по-новому трактуя его составные части.
Огромное выразительное значение в произведениях Шостаковича имеет
драматургия оркестровых тембров. Принципы симфонического
музыкального мышления сказались и в камерном творчестве композитора.
Уже 1-я симфония Шостаковича (1925), подобно ряду других симфоний
композитора, приобрела мировую известность. Последующие его
произведения отразили поиски новых путей (2-я симфония — «Октябрю»,
1927; 3-я — «Первомайская», 1931; балеты «Золотой век», 1930, и
«Болт», 1931). В опере «Нос» (1928) по Н. В. Гоголю и некоторых
других произведениях проявилось тяготение к сатире, юмору, гротеску.
Опера «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда») по Н. С.
Лескову (1932; 2-я ред. 1963) ознаменовала творческуя зрелость
композитора. В этом произведении трагедийная линия, столь важная для
всего творчества композитора, сочетается с социальной сатирой.
Принципы зрелого симфонизма Шостаковича утвердили 4-я (1936) и
особенно 5-я (1937) симфония. К 1930-м годам относятся 6-я симфония
(1939), 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1933), 24 прелюдии
для фортепьяно (1933), балет «Светлый ручей» (1935), 1-й струнный
квартет (1938), а также фортепьяно квинтет (1940; Государственная
премия СССР, 1941), овеянный лирической поэзией, — одно из самых
гармоничных произведений Шостаковича. Над 7-й симфонией
(Ленинградской; Государственная премия СССР, 1942) композитор
работал в блокадном Ленинграде. Она запечатлела героическую борьбу
советского народа с фашизмом, стала музыкальным памятником военных
лет и сыграла значительных роль в сплочении международных
антифашистских сил. Образы, рождённые Великой Отечественной войной,
воплощены и в 8-й симфонии (1943) — произведение огромной
трагической силы, а также в фортепьянном трио (1944; Государственная
премия СССР, 1946), 3-м квартете (1946), песнях и хорах. К этим
образам композитор возвращался и в более поздние годы — в 8-м
квартете, посвящённом памяти жертв войны и фашизма (1960), и других
сочинениях. Раздумьями о судьбах мира наполнена 10-я симфония
(1953), отмеченная богатством психологического содержания. Оратория
«Песнь о лесах» (слова Е. А. Долматовского, 1949; Государственная
премия СССР, 1950) рисует картины социалистического труда. Высокий
трагизм и беззаботное веселье, мощный героический эпос и
проникновенная лирика — таков диапазон образов, воплощённых
Шостаковичем в монументальном фортепьянном цикле — 24 прелюдии и
фуги (1951), сочетающих баховскую традицию с русским национальным
характером. Среди произведений послевоенных лет — 9-я симфония
(1945), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1948), вокальный цикл
«Из еврейской народной поэзии» (1948, слова народные). В эти годы
сказалось тяготение Шостаковича к историко-революционной тематике.
Его 10 поэм для хора без сопровождения на слова революционных поэтов
(1951; Государственная премия СССР, 1952) посвящены борьбе русского
пролетариата в начале 20 в. Продолжением этой линии явились 11-я
симфония «1905 год» (1957; Ленинская премия, 1958) и 12-я симфония
«1917 год», посвященная памяти В. И. Ленина (1961), отличающиеся
яркостью музыкального языка, насыщенные интонациями революционного
песенного фольклора. Историческое прошлое России нашло отражение и в
вокально-симфонического поэме «Казнь Степана Разина» (слова Е. А.
Евтушенко, 1964; Государственная премия СССР, 1968). Как и в прошлые
годы, творчество Шостаковича этих лет характеризуется широтой
образного диапазона, разнообразием тем, к которым обращается
художник. Вновь представлены в нём юмор, сатира — в музыкальной
комедии «Москва, Черёмушки» (1958), в вокальном цикле «Сатиры»
(слова Саши Чёрного, 1960). В 60-е и 70-е годы Шостакович создал
камерные вокальные циклы на слова А. А. Блока (1967), М. И.
Цветаевой (1973). Вокальная сюита на слова Микеланджело Буонарроти
(1974) обобщила некоторые основные темы творчества композитора:
протест против зла, несправедливости, творческого подвиг художника,
его бессмертие. Принципы камерного вокального цикла в сочетании с
элементами оперного жанра претворены в вокально-инструментальных
симфониях — 13-й на слова Евтушенко (1962), 14-й на слова Гарсиа
Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. Рильке (1969), в
которой с огромной глубиной и эмоциональной силой раскрыта тема
жизни и смерти. Эта проблематика лежит и в основе 15-й симфонии
(1971), последних квартетов и др. Соната для альта и фортепьяно
(1975) завершила творческий путь композитора. Шостакович написал
музыку ко многим кинофильмам (свыше 35) — «Юность Максима» (1935),
«Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939), «Человек
с ружьём» (1938), «Гамлет» (1964) и др., став одним из зачинателей
советской киномузыки. Ряд кинопартитур Шостакович переработал в
концертные произведения («Златые горы», 1931; «Молодая гвардия»,
1948; «Овод», 1955, и др.). Некоторые песни, написанные Шостаковичем
для кино, стали массовыми — «Песня о встречном» (из кинофильма
«Встречный», 1932) и др. Писал музыку к спектаклям драматических
театров. Им сделаны новые оркестровые редакции опер Мусоргского
«Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959). Шостаковичу принадлежит
ряд статей (в т. ч. «Думы о пройденном пути», 1956). Традиции
Шостаковича — классика музыкального искусства 20 в. — имеют огромное
значение для отечественной музыки и музыки всего мира. Депутат
Верховного Совета СССР 6—9-го созывов. Был членом Советского
комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942),
Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Почётный член шведской
Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии
искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств
(1965). Почётный доктор наук Оксфордского университета (1958),
Северо-Западного университета Эванстона (США, 1973), Французской
академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии
искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968),
член Английской королевской музыкальной академии (1958),
Национальной академии наук США (1959). Почётный профессор
Мексиканской консерватории. Президент общества «СССР — Австрия»
(1958). Международная премия Мира (1954). Награждён 3 орденами
Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного
Знамени и медалями. Скончался 9.8.1975 в Москве.
БСЭ
Д.Д.Шостаковичу установлена
мемориальная доска
в Брюсовом переулке, дом 8/10, строение 2.
Д.Д.Шостаковичу установлен
памятник возле Московского
международного дома музыки.
Муж
Н.В.Шостакович.