Памятник на могиле Пионтковского Ю.И. (1896-1940), ск. А.Елецкий, на Новодевичьем кладбище (3-59а-8).

ПИОНТКОВСКИЙ Юлиан Иванович (1896-1940)

 

Лётчик-испытатель. Родился 13(25).2.1896 в Киеве. В 1911 окончил городское училище, в 1914 ремесленное техническое училище. В армии с августа 1915. В 1915 в составе учебной команды выучился на механика, в 1916 окончил школу авиамотористов в Петрограде. Участник первой мировой войны: в 191617 механик 12-го армейского авиаотряда (Северный фронт); старший унтер-офицер. В РККА с ноября 1917. В 1919 окончил Московскую авиационную школу. Участник гражданской войны: в июле 1919январе 1920 лётчик, командир звена 19-го авиаотряда (Западный фронт), в январеапреле 1920 лётчик 31-го авиаотряда (Западный фронт), в апрелеавгусте 1920 лётчик 18-го авиаотряда (Юго-Западный фронт), в августеоктябре 1920 лётчик 14-го авиаотряда (Юго-Западный фронт). После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. В 192324 лётчик тренировочной авиаэскадрильи Управления ВВС (Москва). В августе 1924январе 1925 лётчик-инструктор Московской высшей авиационной школы. В январемае 1925 лётчик-инструктор Серпуховской авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. В 192527 лётчик-инструктор Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского (в ноябре 1926октябре 1927 начальник лётного отделения ВВА). С 1927 командир отряда учебно-лётной авиаэскадрильи ВВА имени Н.Е.Жуковского. Поднял в небо и провёл испытания самолётов конструкции А.С.Яковлева: АИР-1 (12.05.1927), АИР-2 (октябрь 1928), АИР-3 (июль 1929), АИР-4 (сентябрь 1930). 19.07.1927 на самолёте АИР-1 совершил перелёт СевастопольМосква, в ходе которого было установлено 2 незарегистрированных мировых авиационных рекорда дальности и продолжительности полёта. С 1931 лётчик-испытатель авиазавода №39 (г.Москва); испытывал серийные ТБ-3 (193233), И-Z (1933), И-15, И-16. Поднял в небо и провёл испытания АИР-5 (1931), АИР-6 (май 1932), АИР-7 (19.11.1932), головного ТБ-3 а/завода №39 (7.12.1932), ДИ-4 (4.01.1933), АИР-8 (август 1933), ЛР-1 №2 (ЦКБ-1 №2) (27.01.1934), АИР-9 (2.10.1934), БИЧ-14 (декабрь 1934), АИР-9бис (1935), АИР-10 (УТ-2) (11.07.1935), АИР-14 (УТ-1) (1935), АИР-12 (27.07.1936), АИР-11 (1936). Провёл испытания АИР-2с (1931), И-Z (1931), ТШ-1 (1931), ТШ-2 (1932), «Сталь-МАИ» (1934). С ноября 1936 в запасе. С ноября 1936 лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева. Провёл испытания АИР-18 (9.08.1937), ОКО-1 (октябрь 1937), Я-21 (УТ-21) (начало 1938), Я-19 (конец 1938), ББ-22 (Як-4) (февраль 1939), И-26 (Як-1) (13.01.1940). Весной 1937 провёл испытания ТБ-3 с дизелями АН-1. В 1937 на самолёте УТ-1гидро установил мировой авиационный рекорд скорости полёта. Летал на самолетах 300 типов. В 1927-40 гг. провел лётные испытания более 50 типов и модификаций самолетов Яковлева (от АИР-1 до Як-1). Погиб 27.04.1940 при выполнении испытательного полёта на И-26 (Як-1). Награждён орденами Ленина, Красной Звезды.

Энциклопедия испытателей

 

Вместе с Ю.И.Пионтковским похоронены:
Пионтковский Юра (1928-1938), сын Ю.И. и З. Пионтковских;
Пионтковский Юлиан Юлианович (1921-1941), лётчик, погиб в воздушном бою;
Пионтковская Леонора Ивановна (1912-1949), служащая, сестра Ю.И.Пионтковского;
Никольская Анастасия Ивовна (1865-1952), мать З.Пионтковской и А.Никольской;
Пионтковская Зинаида Александровна (1900-1977), жена Ю.И.Пионтковского;
Никольская Александра Александровна (1898-1989).