Памятник на могиле Пионтковского Ю.И. (1896–1940), ск. А.Елецкий, на Новодевичьем кладбище (3–59а–8).

ПИОНТКОВСКИЙ Юлиан Иванович (1896–1940)

 

Лётчик-испытатель. Родился 13(25).2.1896 в Киеве. В 1911 окончил городское училище, в 1914 — ремесленное техническое училище. В армии с августа 1915. В 1915 в составе учебной команды выучился на механика, в 1916 окончил школу авиамотористов в Петрограде. Участник первой мировой войны: в 1916—17 — механик 12-го армейского авиаотряда (Северный фронт); старший унтер-офицер. В РККА с ноября 1917. В 1919 окончил Московскую авиационную школу. Участник гражданской войны: в июле 1919—январе 1920 — лётчик, командир звена 19-го авиаотряда (Западный фронт), в январе—апреле 1920 — лётчик 31-го авиаотряда (Западный фронт), в апреле—августе 1920 — лётчик 18-го авиаотряда (Юго-Западный фронт), в августе—октябре 1920 — лётчик 14-го авиаотряда (Юго-Западный фронт). После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. В 1923—24 — лётчик тренировочной авиаэскадрильи Управления ВВС (Москва). В августе 1924—январе 1925 — лётчик-инструктор Московской высшей авиационной школы. В январе—мае 1925 — лётчик-инструктор Серпуховской авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. В 1925—27 — лётчик-инструктор Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского (в ноябре 1926—октябре 1927 — начальник лётного отделения ВВА). С 1927 — командир отряда учебно-лётной авиаэскадрильи ВВА имени Н.Е.Жуковского. Поднял в небо и провёл испытания самолётов конструкции А.С.Яковлева: АИР–1 (12.05.1927), АИР-2 (октябрь 1928), АИР-3 (июль 1929), АИР-4 (сентябрь 1930). 19.07.1927 на самолёте АИР-1 совершил перелёт Севастополь—Москва, в ходе которого было установлено 2 незарегистрированных мировых авиационных рекорда дальности и продолжительности полёта. С 1931 — лётчик-испытатель авиазавода №39 (г.Москва); испытывал серийные ТБ–3 (1932—33), И–Z (1933), И–15, И–16. Поднял в небо и провёл испытания АИР–5 (1931), АИР–6 (май 1932), АИР–7 (19.11.1932), головного ТБ–3 авиазавода №39 (7.12.1932), ДИ–4 (4.01.1933), АИР–8 (август 1933), ЛР–1 №2 (ЦКБ–1 №2) (27.01.1934), АИР–9 (2.10.1934), БИЧ–14 (декабрь 1934), АИР-9бис (1935), АИР–10 (УТ–2) (11.07.1935), АИР–14 (УТ–1) (1935), АИР–12 (27.07.1936), АИР–11 (1936). Провёл испытания АИР-2с (1931), И-Z (1931), ТШ–1 (1931), ТШ–2 (1932), «Сталь–МАИ» (1934). С ноября 1936 — в запасе. С ноября 1936 — лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева. Провёл испытания АИР–18 (9.08.1937), ОКО–1 (октябрь 1937), Я–21 (УТ–21) (начало 1938), Я–19 (конец 1938), ББ–22 (Як–4) (февраль 1939), И–26 (Як–1) (13.01.1940). Весной 1937 провёл испытания ТБ–3 с дизелями АН–1. В 1937 на самолёте УТ–1гидро установил мировой авиационный рекорд скорости полёта. Летал на самолетах 300 типов. В 1927—40 провёл лётные испытания более 50 типов и модификаций самолетов Яковлева (от АИР–1 до Як–1). Погиб 27.04.1940 при выполнении испытательного полёта на И–26 (Як–1). Награждён орденами Ленина, Красной Звезды.

Энциклопедия испытателей

 

Вместе с Ю.И.Пионтковским похоронены:
Пионтковский Юра (1928–1938), сын Ю.И. и З. Пионтковских;
Пионтковский Юлиан Юлианович (1921–1941), лётчик, погиб в воздушном бою;
Пионтковская Леонора Ивановна (1912–1949), служащая, сестра Ю.И.Пионтковского;
Никольская Анастасия Ивовна (1865–1952), мать З.Пионтковской и А.Никольской;
Пионтковская Зинаида Александровна (1900–1977), жена Ю.И.Пионтковского;
Никольская Александра Александровна (1898–1989).