Памятник на могиле Эйзенштейна С.М. (1898-1948), ск. Г.Нерода, арх. А.Душкин, на Новодевичьем кладбище (4-37-9).

ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (1898–1948)

 

Режиссёр, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Доктор искусствоведения (1939). Родился 10(22).1.1898 в Риге в семье архитектора. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров. С 1918 работал на агитпоездах Красной Армии. В 1920 был заведующим декорационной частью Первого рабочего театра Пролеткульта (Москва). В 1921—22 учился в Государственных высших режиссёрских мастерских у В. Э. Мейерхольда, оформлял (совм. с С. И. Юткевичем) ряд постановок в театре «Мастфор» («Мастерская Фореггера»). Первый самостоятельный спектакль Эйзенштейна — «Мудрец» (по комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1923). В журнале «ЛЕФ» в 1923 опубликовал программную статью «Монтаж аттракционов», где обосновал искусство направленного социального воздействия. В 1925 вышел на экран фильм «Стачка», в котором Эйзенштейн впервые в мировом кино показал революционную массу как движущую силу истории. Идейно-эстетические принципы «Стачки» были развиты и углублены в кинофильме «Броненосец “Потёмкин”» (1925), одном из высочайших достижений мирового киноискусства. Фильм с классическим совершенством воплотил тему революции как борьбы за классовое равенство, свободу и человеческое достоинство. В 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе он возглавил список 12 лучших фильмов всех времён. В фильме «Октябрь» (1927) Эйзенштейн совместно с режиссёром Г. В. Александровым и оператором Э. К. Тиссэ воплотил на экране события 1917 и впервые в игровом кино предпринял попытку создания образа В. И. Ленина. Открытия в области киномонтажа позволили Эйзенштейну выдвинуть концепцию «интеллектуального кинематографа» как синтеза искусства и науки. В 1929 завершил фильм «Старое и Новое» — первое произведение советского экрана о кооперации и коллективизации в деревне. В 1929—32 Эйзенштейн (вместе с Александровым и Тиссэ) был в командировке во Франции, США, Мексике. Незаконченной осталась картина «Да здравствует Мексика!», положившая начало национального кино Мексики. На родине Эйзенштейн продолжил режиссёрскую, теоретическую и педагогическую работу. В 1935—37 работал над фильмом «Бежин луг» (фильм не был завершён). Крупной победой советского кино стал «Александр Невский» (1938), патриотический фильм о разгроме немецких рыцарей в 13 веке. Последний фильм Эйзенштейна — кинотрагедия «Иван Грозный» в 2-х сериях (1-я серия 1945, 2-я серия выпущена на экран в 1958),— трактующий тему власти, с его глубокой исторической проблематикой и всесторонним использованием выразительных средств кино. Огромное теоретическое наследие Эйзенштейна охватывает основные проблемы художественного творчества — от общих вопросов эстетики до конкретных задач практики кино. Ему принадлежат также публицистические статьи, очерки и мемуары. Рисунки Эйзенштейна, ставшие известными по посмертным выставкам, подтвердили его талант незаурядного графика. С 1928 преподавал в Государственном техникуме кинематографии (с 1938 ВГИК), профессор (с 1937). Государственная премия СССР (1941, 1946). Награждён орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями. Скончался 11.2.1948 в Москве.

БСЭ

С.М.Эйзенштейну установлена мемориальная доска на Чистопрудном бульваре, дом 23.

 

Вместе с С.М.Эйзенштейном похоронена Аташева Пера Моисеевна, наст. Фогельман (1900–1965), актриса, журналист, жена С.Эйзенштейна.