Памятник на могиле Эйзенштейна С.М. (1898–1948), ск. Г.Нерода, арх. А.Душкин, на Новодевичьем кладбище (4–37–9).

ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (1898–1948)

 

Режиссёр, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Доктор искусствоведения (1939). Родился 10(22).1.1898 в Риге в семье архитектора. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров. С 1918 работал на агитпоездах Красной Армии. В 1920 был заведующим декорационной частью Первого рабочего театра Пролеткульта (Москва). В 1921—22 учился в Государственных высших режиссёрских мастерских у В. Э. Мейерхольда, оформлял (совм. с С. И. Юткевичем) ряд постановок в театре «Мастфор» («Мастерская Фореггера»). Первый самостоятельный спектакль Эйзенштейна — «Мудрец» (по комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1923). В журнале «ЛЕФ» в 1923 опубликовал программную статью «Монтаж аттракционов», где обосновал искусство направленного социального воздействия. В 1925 вышел на экран фильм «Стачка», в котором Эйзенштейн впервые в мировом кино показал революционную массу как движущую силу истории. Идейно-эстетические принципы «Стачки» были развиты и углублены в кинофильме «Броненосец “Потёмкин”» (1925), одном из высочайших достижений мирового киноискусства. Фильм с классическим совершенством воплотил тему революции как борьбы за классовое равенство, свободу и человеческое достоинство. В 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе он возглавил список 12 лучших фильмов всех времён. В фильме «Октябрь» (1927) Эйзенштейн совместно с режиссёром Г. В. Александровым и оператором Э. К. Тиссэ воплотил на экране события 1917 и впервые в игровом кино предпринял попытку создания образа В. И. Ленина. Открытия в области киномонтажа позволили Эйзенштейну выдвинуть концепцию «интеллектуального кинематографа» как синтеза искусства и науки. В 1929 завершил фильм «Старое и Новое» — первое произведение советского экрана о кооперации и коллективизации в деревне. В 1929—32 Эйзенштейн (вместе с Александровым и Тиссэ) был в командировке во Франции, США, Мексике. Незаконченной осталась картина «Да здравствует Мексика!», положившая начало национального кино Мексики. На родине Эйзенштейн продолжил режиссёрскую, теоретическую и педагогическую работу. В 1935—37 работал над фильмом «Бежин луг» (фильм не был завершён). Крупной победой советского кино стал «Александр Невский» (1938), патриотический фильм о разгроме немецких рыцарей в 13 веке. Последний фильм Эйзенштейна — кинотрагедия «Иван Грозный» в 2-х сериях (1-я серия 1945, 2-я серия выпущена на экран в 1958),— трактующий тему власти, с его глубокой исторической проблематикой и всесторонним использованием выразительных средств кино. Огромное теоретическое наследие Эйзенштейна охватывает основные проблемы художественного творчества — от общих вопросов эстетики до конкретных задач практики кино. Ему принадлежат также публицистические статьи, очерки и мемуары. Рисунки Эйзенштейна, ставшие известными по посмертным выставкам, подтвердили его талант незаурядного графика. С 1928 преподавал в Государственном техникуме кинематографии (с 1938 ВГИК), профессор (с 1937). Государственная премия СССР (1941, 1946). Награждён орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями. Скончался 11.2.1948 в Москве.

БСЭ

С.М.Эйзенштейну установлена мемориальная доска на Чистопрудном бульваре, дом 23.

 

Вместе с С.М.Эйзенштейном похоронена Аташева Пера Моисеевна, наст. Фогельман (1900–1965), актриса, журналист, жена С.Эйзенштейна.