Памятник на могиле Кончаловского П.П. (1876–1956), ск. Н.Селезнёв, арх. А.Бабичев, на Новодевичьем кладбище (4–18–4).

КОНЧАЛОВСКИЙ Пётр Петрович (1876–1956)

 

Живописец. Народный художник РСФСР (1946). Действительный член АХ СССР (1947). Родился 9(21).2.1876 в Славянске, ныне Донецкой области. Учился в академии Жюлиана в Париже (1897—98) и в Петербургской АХ (1898—1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918—21) и Вхутеине (1926—29). В своих ранних произведениях Кончаловский стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству; формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916, — все в Третьяковской галерее; «Семейный портрет», т. н. сиенский, 1912, «Верстак», 1917, — оба в собрании семьи Кончаловских). После Октябрьской революции Кончаловский перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи; основной темой полотен Кончаловского становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты Кончаловского полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929, собрание семьи Кончаловских; «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948, — оба в Третьяковской галерее). Среди портретов Кончаловского одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея; «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства Кончаловского особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии» (2-я половина 1920-х годов) и в жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, Русский музей, Петербург; «Полотёр», 1946, Третьяковская галерея). Кончаловский был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная премия СССР (1943). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 2.2.1956 в Москве.

БСЭ

П.П.Кончаловскому установлена мемориальная доска на Новинском бульваре, дом 18.

 

КОНЧАЛОВСКАЯ Наталья Петровна (1903–1988)

 

Прозаик, поэт, переводчик. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1972). Родилась в январе 1903. Её отец — П. П. Кончаловский, мать — дочь художника В. И. Сурикова. В детстве и юности в круг общения Кончаловской входили многие видные деятели культуры и их дети. В 1930-е начала публиковать переводы иностранных и отечественных поэтических произведений, создавать новые тексты к операм «Фальстаф» Дж. Верди, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, «Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера, к оперетте Ж. Оффенбаха «Орфей в аду» и др. В детскую литературу вошла с популярными книжечками: «Сосчитай-ка!» (М., 1944), «Нотная азбука» (М., 1945—48). Глубокая творческая и научная проработка исторических источников сопровождала написание ею центрального историко-художественного труда — поэмы «Наша древняя столица», представляющей исторические события допетровской эпохи, картины жизни и быта москвичей, затрагивающей ключевые моменты становления русской государственности, участия в этом масштабном деле всего русского народа (Кн. 1—3. М., 1947—53; художник В. А. Фаворский и др. Для объединённого издания 1962 первая часть была написана автором заново). По просьбе Кончаловской свои мнения по этой работе ей сообщал академик М. Н. Тихомиров, с которым она вступила в переписку в 1948. Впечатления о Китае отразились в повесте «Чжунго, нинь хао!», написаной ею совместно с Ю. С. Семёновым в 1959; в 1961 выпустила поэтический сборник «Цвет». Автор повестей «Трубадуры и святые Марки» (1971), «В поисках Вишневского. Жизнеописание советского хирурга» (1981). Продолжая свою переводческую деятельность, подробно изучила творческое наследие и биографию французской певицы Э. Пиаф, выпустила книгу о ней «Песня, собранная в кулак» и две пластинки «Поёт Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья К.». Продолжая разработку историко-культурных сюжетов, писательница обратила внимание на своих предков. Сцены московской жизни ХIХ в. воссозданы ею в повести «Сын земли Сибирской» о В. И. Сурикове и «Дар бесценный» о Сурикове и Кончаловских. Собственную жизнь Кончаловская описала в мемуарах «Кладовая памяти». Жила на улице Воровского, 33/35; ул. Чайковского (ныне Новинский бульвар), 28/35. Скончалась в 1988 в Москве.

Московская энциклопедия. Лица Москвы

Н.П.Кончаловской установлена мемориальная доска на Новинском бульваре, дом 28/35.

 

Жена писателя С.В.Михалкова (5–23–9).

 

Вместе с П.П. и Н.П. Кончаловскими похоронены:
Кончаловская Ольга Васильевна, урожд. Сурикова (1878–1958), жена П.Кончаловского, дочь художника В.И.Сурикова;
Кончаловский Михаил Петрович (1906–2000), живописец, график;
Родригес Эсперанса (1913–2001).