Памятник на могиле Кропоткина П.А. (1842–1921), на Новодевичьем кладбище (4–24–1). Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника.

КРОПОТКИН Пётр Алексеевич (1842–1921)

 

Князь. Русский революционер, один из теоретиков анархизма, социолог, географ и геолог. Родился 27.11(9.12).1842 в Москве в семье генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода. Был камер-пажом царя. Окончил Пажеский корпус (1862), служил в Амурском казачьем войске, затем чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1864 путешествовал по неизученным районам Северной Маньчжурии, в 1865 — по северному склону Восточного Саяна, в 1866 исследовал Патомское нагорье и Витимское плоскогорье (Олёкминско-Витимская экспедиция Русского географического общества). По окончании экспедиции вышел в отставку (1867) и учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, служил в Статистическом комитете министерства внутренних дел. Ещё в Пажеском корпусе в значительной мере под влиянием «Колокола» и «Современника» складывались демократические воззрения Кропоткина; дальнейшее развитие они получили в годы пребывания его в Сибири, где он наблюдал жизнь народа, был свидетелем полевого военного суда в Иркутске над участниками Кругобайкальского восстания (1866). Позднее революционное движение в Западной Европе, особенно Парижская Коммуна 1871, деятельность Первого Интернационала и чтение социалистической литературы придали его взглядам революционный характер. В начале 1872, посетив Бельгию и Швейцарию, он примкнул к бакунистскому крылу Интернационала; в мае, возвратившись в Россию, вошёл в общество чайковцев Кропоткин вёл пропаганду среди петербургских рабочих, составил записку «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» (1873), в которой отразилось анархическое направление его взглядов. В 1874 арестован и заключён в Петропавловскую крепость, в 1876 бежал из тюремного госпиталя и эмигрировал за границу. Провёл в изгнании свыше 40 лет. С 1879 Кропоткин издавал в Женеве газету «Револьте» («Le Révolté»). В 1881 выслан из Швейцарии, а в 1883 на Лионском процессе анархистов приговорён к 5 годам заключения. В результате протестов общественности в 1886 освобождён из французской тюрьмы. Поселившись в Англии, Кропоткин занялся теоретической разработкой проблем анархизма, научной работой в области социологии, биологии, географии; сотрудничал в парижских журналах «Револьт» («La Révolte») и «Тан нуво» («Les Temps Nouveaux»), основал в Лондоне газету «Фридом» («Freedom»), был одним из хранителей фонда помощи русским эмигрантам. Кропоткин называл своё учение анархическим коммунизмом, обоснованию его он посвятил ряд работ (на французском и английском языках): «Речи бунтовщика» (1885, русский перевод 1906), «Хлеб и воля» (1892, русский перевод 1902), «Анархия, её философия, её идеал» (1896, русский перевод 1900), «Современная наука и анархия» (1913, русский перевод 1918) и др. Разделяя основные принципы родоначальников анархизма, он, в отличие от П. Ж. Прудона, был сторонником социальной революции, в которой видел не стихийный бунт (как считал М. А. Бакунин), а сознательное действие народа, оплодотворённое революционной мыслью. Кропоткин различал в обществе два враждебных начала: «народное» и «начальническое», борьба между которыми составляет содержание исторического процесса. Поступательное развитие общества, по мнению Кропоткина, осуществляется в форме чередования революционных скачков и эволюционных процессов. Главным содержанием будущей социальной революции Кропоткин считал революционное творчество масс, а будущее общество представлялось ему союзом вольных общин, объединённых свободным договором. По мысли Кропоткина, первоочередные задачи социальной революции составляют: экспроприация всего, что служит или может служить эксплуатации (в т. ч. и предметов потребления), установление прямого обмена городских товаров на сельскохозяйственные продукты, интеграция труда (обработка земли не только сельскими, но и городскими жителями, соединение интеллигентного и физического труда), сочетание умственного образования с физическим трудом. Анархическая доктрина Кропоткина непосредственно связана с его естественнонаучными представлениями. В области биологии его идеи о взаимопомощи как факторе эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы представляли собой развитие одного из важных направлений дарвинизма. Установив, что все биологические формы жизни зиждутся на взаимной помощи и поддержке, Кропоткин перенёс это положение и на общественную жизнь. Наряду с этим Кропоткин признавал, что как биологическая, так и социальная жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она, уничтожая старые формы, помогает возникновению новых, основанных на принципах свободы, справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба трудящихся против эксплуататоров, но она, по мнению Кропоткина, не должна превращаться в борьбу за власть, которая якобы неизбежно вырождается в произвол и деспотизм. Сформулированный Крпоткиным закон взаимной помощи и солидарности лег в основу его этического учения. Основы человеческой нравственности он видел в солидарности, справедливости и самопожертвовании. В противовес анархическому индивидуализму, Кропоткин стремился построить реалистическую этику («физику нравов»). В 1900—09 Кропоткин входил в заграничные организации русских анархистов, участвовал в издании пропагандистских брошюр для России, сотрудничал в анархистских изданиях «Хлеб и воля» (1903—06, 1909) и «Листок «Хлеб и Воля»» (1906—07). В годы Революции 1905—07 выступал в её поддержку, против карательной политики царизма. В 1907 в числе немногих русских эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского) съезда РСДРП. В историческом исследовании «Великая французская революция 1789—1793» (1909, русский переврд 1914), явившемся итогом 25-летней работы и получившем впоследствии высокую оценку В. И. Ленина, Кропоткин первым показал роль парижских секций и крестьянского движения в революции. В годы 1-й мировой войны 1914—18 Кропоткин занимал оборонческую позицию, резко осужденную Лениным. В июне 1917 возвратился в Россию, в августе выступил на Государственном совещании в Москве с призывом к «социальному миру». Оставаясь противником государственной власти, Кропоткин признал международное значение Октябрьской революции и высоко оценил роль Советов. С 1918 Кропоткин жил в Дмитрове. В 1919—20 встречался с Лениным. Летом 1920 обратился к международному пролетариату с призывом «заставить свои правительства отказаться от мысли о вооружённом вмешательстве в дела России». В русском революционном движении анархические идеи Кропоткина не сыграли значительной роли. Известное распространение они имели в странах Западной Европы (Испания, Италия, Швейцария, отчасти Франция), в Латинской Америке, Индии. Как учёный-естествоиспытатель Кропоткин известен своими работами в области географии и геологии. В годы службы в Сибири Кропоткин начал разработку схемы её орографии («Общий очерк орографии Восточной Сибири», «Записки РГО по общей географии», т. 5, 1875) и впервые обнаружил следы древнего оледенения и вулканизма в Восточном Саяне. С 1868 Кропоткин, став секретарём отдела физической географии Русского географического общества, работал над проблемой освоения северных морей и теоретически обосновал существование в Северном Ледовитом океане суши («Доклад комиссии по снаряжению в северные моря», 1871), открытой два года спустя и получившей названия Земли Франца-Иосифа. В 1871 исследовал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции. В работе «Исследования о ледниковом периоде» (т. 1, 1876; т. 2 не изд.) привёл доказательства широкого распространения в антропогеновое время материкового оледенения на территориях Европы, Азии и Северной Америки. Кропоткин показал, что многие рыхлые отложения (валуны, пески и др.) и ряд форм ледникового рельефа (морены, озы и др.) возникли в результате существования и деятельности мощного ледяного покрова и талых вод. Эти взгляды полностью подтвердились дальнейшими исследованиями. За границей Кропоткин сотрудничал с Элизе Реклю в подготовке издания «Земля и люди. Всеобщая география». Участвовал в работе Лондонского географического общества, писал статьи по географии России для «Британской энциклопедии» (9—11 изд., 1875—1911), был сотрудником (1883—1917) журнала «The Nineteenth Century and after XIX—XX», в котором сменив Т. Гексли, вёл научное обозрение (1892—1901). В 1893 Кропоткин избран членом «Британской научной ассоциации». В 1897, побывав в Канаде, высказал мысль о геологическом родстве Канады и Сибири. Скончался 8.2.1921 в Дмитрове.

БСЭ

П.А.Кропоткину установлена мемориальная доска в Кропоткинском переулке, дом 26.

 

Вместе с П.А.Кропоткиным похоронена Кропоткина Софья Григорьевна, урожд. Рабинович (1856–1941), княгиня, переводчик, жена П.Кропоткина.