Памятник на могиле Юона К.Ф. (1875-1958), ск. Е.Белашова, арх. Л.Холмянский, на Новодевичьем кладбище (4-51-7). Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника.

ЮОН Константин Фёдорович (1875–1958)

 

Живописец. Народный художник СССР (1950). Действительный член Академии художеств СССР (1947). 1-й секретарь правления СХ СССР (1956—58). Родился 12(24).10.1875 в Москве. Член КПСС с 1951. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, в 1898—1900 работал в мастерской В. А. Серова. В 1900—17 преподавал в собственной студии, среди учеников — А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, Н. Д. Колли. В 1952—55 профессор Московского художественного института им. В. И. Сурикова. Один из организаторов Союза русских художников (1903), член Ассоциации художников революционной России (1925). В 1948—50 директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР. Юон обращался к мотивам русской провинции, раскрывая историко-национальное своеобразие её быта и пейзажа в сочной яркой манере живописи, сложившейся под влиянием импрессионизма («К Троице. Март», 1903, ГТГ; «Мартовское солнце», 1915, ГТГ). Живо интересовался историей Москвы, на заседаниях общества «Старая Москва» встречался с И. Е. Забелиным, А. М. Васнецовым. Юон создавал солнечные, мажорные по эмоциональному строю произведения, соединяющие характерные мотивы старого города с лирическим образом природы («У стен Новодевичьего монастыря весной», акварель, 1900, ГТГ). В ранний период творчества Юон тонко воспроизвёл в своих картинах особую непринуждённость московского жизненного уклада, острохарактерные сцены ночной Москвы («Ночь. Пивная на Смоленском рынке», частное собрание, 1908; «Тройка у Старого Яра. Зима», частное собрание, «Ночь. Тверской бульвар», ГТГ, обе — 1909, все — акварель, белила, карандаш). Особенно художника увлекали декоративная цветная красочность и живописность древних архитектурных памятников, которую он раскрывал в органичном единстве с пестротой, разнообразием, сложной ритмикой современной ему городской жизни («Москворецкий мост. Зима», 1911, «Лубянская площадь. Зимой», «Вербный базар на Красной площади», обе — 1916; все — акварель, белила, в ГТГ). В 1940-х годах воссоздал в своих картинах яркий облик старых городских праздников и обычаев («Кормление голубей на Красной площади», 1946, Челябинская картинная галерея; «Гулянье на Девичьем поле», 1947, ГТГ), в серии акварелей запечатлел облик ныне утраченных или сильно изменившихся мест старой Москвы («Варварские ворота», «Памятник Ивану Фёдорову на фоне Китайгородской стены в Театральном проезде», обе — 1944, ГТГ). Очевидец многих исторических событий в жизни Москвы, художник убедительно передал их особую драматическую атмосферу («Парад на Красной площади 7 ноября 1941», 1943, ГТГ; «Штурм Кремля в 1917 году», 1947, ГТГ), одним из первых среди московских живописцев создал образ заводских районов города («Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ). В 1950-х годах писал интерьеры Останкинского дворца-музея, воспроизводя форму, цвет архитектурной детали, декоративную отделку, предметы внутреннего убранства и в то же время придавая внутреннему облику помещений воздушность, солнечность, особую эмоциональную жизненность («Концертный зал Останкинского дворца», 1956, Останкинский дворец-музей). Тонкое понимание древнерусской архитектуры, внимательное изучение быта московского купечества и дворянства позволили Юону в его многочисленных работах в области театральной декорации соединить историческую достоверность с образной выразительностью; его эскизы оформления исторических спектаклей носят характер законченных исторических картин («Грановитая палата в Кремле», «Новодевичий монастырь» к опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского для «Русских сезонов» С.П. Дягилева в Париже, 1913—14, ныне в Театральном музее имени А. А. Бахрушина в Москве; «Красная площадь. Рассвет», «Стрелецкая слобода», «У Спасских ворот» к опере «Хованщина» Мусоргского в Большом театре, 1940, ныне в ГТГ). С 1918 Юон — художник Малого театра (в 1945—47 главный художник); в оформлении пьес А. Н. Островского широко использовал виды Замоскворечья («Сердце не камень», 1920—21). Оформлял спектакли «Ревизор» Н. В. Гоголя (1920), «Егор Булычов и другие» М. Горького (1933—34). Государственная премия СССР (1943). Награждён орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Скончался 11.4.1958 в Москве.

 

К.Ф.Юону установлена мемориальная доска на улице Земляной вал, дом 14.

 

Вместе с К.Ф.Юоном похоронены:
Юон Борис Константинович (1902–1917);
Юон Игорь Константинович (1904–1932), художник;
Юон Клавдия Алексеевна, урожд. Никитина (1883–1965), жена К.Юона;
Юон Олег Игоревич (1927–1994), геолог, начальник отдела Министерства геологии.