Памятник на могиле Юона К.Ф. (1875–1958), ск. Е.Белашова, арх. Л.Холмянский, на Новодевичьем кладбище (4–51–7). Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника.

ЮОН Константин Фёдорович (1875–1958)

 

Живописец. Народный художник СССР (1950). Действительный член Академии художеств СССР (1947). 1-й секретарь правления СХ СССР (1956—58). Родился 12(24).10.1875 в Москве. Член КПСС с 1951. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, в 1898—1900 работал в мастерской В. А. Серова. В 1900—17 преподавал в собственной студии, среди учеников — А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, Н. Д. Колли. В 1952—55 профессор Московского художественного института им. В. И. Сурикова. Один из организаторов Союза русских художников (1903), член Ассоциации художников революционной России (1925). В 1948—50 директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР. Юон обращался к мотивам русской провинции, раскрывая историко-национальное своеобразие её быта и пейзажа в сочной яркой манере живописи, сложившейся под влиянием импрессионизма («К Троице. Март», 1903, ГТГ; «Мартовское солнце», 1915, ГТГ). Живо интересовался историей Москвы, на заседаниях общества «Старая Москва» встречался с И. Е. Забелиным, А. М. Васнецовым. Юон создавал солнечные, мажорные по эмоциональному строю произведения, соединяющие характерные мотивы старого города с лирическим образом природы («У стен Новодевичьего монастыря весной», акварель, 1900, ГТГ). В ранний период творчества Юон тонко воспроизвёл в своих картинах особую непринуждённость московского жизненного уклада, острохарактерные сцены ночной Москвы («Ночь. Пивная на Смоленском рынке», частное собрание, 1908; «Тройка у Старого Яра. Зима», частное собрание, «Ночь. Тверской бульвар», ГТГ, обе — 1909, все — акварель, белила, карандаш). Особенно художника увлекали декоративная цветная красочность и живописность древних архитектурных памятников, которую он раскрывал в органичном единстве с пестротой, разнообразием, сложной ритмикой современной ему городской жизни («Москворецкий мост. Зима», 1911, «Лубянская площадь. Зимой», «Вербный базар на Красной площади», обе — 1916; все — акварель, белила, в ГТГ). В 1940-х годах воссоздал в своих картинах яркий облик старых городских праздников и обычаев («Кормление голубей на Красной площади», 1946, Челябинская картинная галерея; «Гулянье на Девичьем поле», 1947, ГТГ), в серии акварелей запечатлел облик ныне утраченных или сильно изменившихся мест старой Москвы («Варварские ворота», «Памятник Ивану Фёдорову на фоне Китайгородской стены в Театральном проезде», обе — 1944, ГТГ). Очевидец многих исторических событий в жизни Москвы, художник убедительно передал их особую драматическую атмосферу («Парад на Красной площади 7 ноября 1941», 1943, ГТГ; «Штурм Кремля в 1917 году», 1947, ГТГ), одним из первых среди московских живописцев создал образ заводских районов города («Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ). В 1950-х годах писал интерьеры Останкинского дворца-музея, воспроизводя форму, цвет архитектурной детали, декоративную отделку, предметы внутреннего убранства и в то же время придавая внутреннему облику помещений воздушность, солнечность, особую эмоциональную жизненность («Концертный зал Останкинского дворца», 1956, Останкинский дворец-музей). Тонкое понимание древнерусской архитектуры, внимательное изучение быта московского купечества и дворянства позволили Юону в его многочисленных работах в области театральной декорации соединить историческую достоверность с образной выразительностью; его эскизы оформления исторических спектаклей носят характер законченных исторических картин («Грановитая палата в Кремле», «Новодевичий монастырь» к опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского для «Русских сезонов» С.П. Дягилева в Париже, 1913—14, ныне в Театральном музее имени А. А. Бахрушина в Москве; «Красная площадь. Рассвет», «Стрелецкая слобода», «У Спасских ворот» к опере «Хованщина» Мусоргского в Большом театре, 1940, ныне в ГТГ). С 1918 Юон — художник Малого театра (в 1945—47 главный художник); в оформлении пьес А. Н. Островского широко использовал виды Замоскворечья («Сердце не камень», 1920—21). Оформлял спектакли «Ревизор» Н. В. Гоголя (1920), «Егор Булычов и другие» М. Горького (1933—34). Государственная премия СССР (1943). Награждён орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Скончался 11.4.1958 в Москве.

 

К.Ф.Юону установлена мемориальная доска на улице Земляной вал, дом 14.

 

Вместе с К.Ф.Юоном похоронены:
Юон Борис Константинович (1902–1917);
Юон Игорь Константинович (1904–1932), художник;
Юон Клавдия Алексеевна, урожд. Никитина (1883–1965), жена К.Юона;
Юон Олег Игоревич (1927–1994), геолог, начальник отдела Министерства геологии.