Памятник на могиле Глазунова И.С. (1930–2017), на Новодевичьем кладбище (5–33–10).

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (1930–2017)

 

Живописец, сценограф и график. Народный художник СССР (1980). Действительный член РАХ (2001). Родился 10.6.1930 в Ленинграде. Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1951—57) у Б. В. Иогансона. В живописи и графике с середины 1950-х гг. обращался к теме города, который нередко приобретал в его произведениях лирический, фантастически-одушевлённый, даже зловещий облик [«Ленинградская весна» (1955), «Петербург Достоевского» (1956, Музей истории Санкт-Петербурга), «Старое и новое (Новая Москва)» (1978)]. С городским циклом созвучна тема человеческого одиночества («После спектакля», 1984). Создал цикл станковых полотен по мотивам произведений Ф. М. Достоевского (1956—83) и иллюстраций к его сочинениям, также к сочинениям П. И. Мельникова, А. И. Куприна и др. русских писателей; для них характерны реалистическая точность, убедительность передачи историческойй среды, драматичность ситуаций. Исполнил портреты многих деятелей культуры (Г. А. Товстоногова, 1956; Ф. Феллини и Дж. Лоллобриджиды, оба — 1963; И. М. Смоктуновского, 1974; Е. В. Образцовой, 1982; В. Г. Распутина, 1987), также Индиры Ганди, короля Хуана Карлоса I, папы Иоанна Павла II и др.; в них Глазунов стремился раскрыть духовность модели, точно отразить эпоху. В результате зарубежных поездок создал циклы работ (опубликованы в альбомах «Сражающийся Вьетнам», 1967; «Чили глазами художника», 1973; «Телеграммы из Никарагуа», 1984, и др.). Обратился к художественно-философскому осмыслению русской истории (отчасти под влиянием искусства В. М. Васнецова и М. В. Нестерова): цикл «Поле Куликово» (1961—80); «Русский Икар» (1964), «Мистерия XX века» (1977—99), «Вечная Россия» (1988), «Великий эксперимент» (1990), «Россия, проснись» (1994) и др. Исполнил панно «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» (1980—81) для здания ЮНЕСКО в Париже. Оформлял постановки русских опер — «Князь Игорь» А. П. Бородина (1980, Берлинская опера), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (там же, 1982), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (1983, ГАБТ); все — совместно с женой, Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа (1936–86); его сценографии присущи историческая достоверность, художественная цельность. Художественный руководитель ряда архитектурных проектов (Музей народного искусства в Палехе; интерьеры посольства СССР в Мадриде, 1989; нового корпуса Российской академии живописи, ваяния и зодчества, 1992). В публикациях и интервью нашли отражение взгляды Глазунова на историю мировой культуры, проблемы защиты памятников исторического наследия, современной художественной жизни. Основатель Всесоюзного музея декоративно-прикладного искусства в Царицыне в Москве (1984), один из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (1966). С 1978 преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (профессор с 1981); в 1987 основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества (её бессрочный ректор с 1995). В 2004 в Москве открыт Музей Глазунова, в котором находятся около 500 его работ, подаренных городу, и собранная Глазуновым коллекция русских икон. Государственная премия РФ за реставрацию зданий Московского Кремля (1997). Награждён орденом Трудового Красного Знамени, полный кавалер российского ордена «За заслуги перед Отечеством» (1-й степени — 2010, 2-й степени — 2005, 3-й степени — 2000, 4-й степени — 1995), медалями. Скончался 9.7.2017 в Москве.

БРЭ

 

Вместе с И.С.Глазуновым похоронена Виноградова-Бенуа Нина Александровна (1936–1986), искусствовед, живописец, график, книжный оформитель, театральный художник, жена И.Глазунова, перезахоронена.