Памятник на могиле Максимовой Е.С. (1939–2009), на Новодевичьем кладбище (5–23а–4).

МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна (1939–2009)

 

Артистка балета, педагог. Народная артистка СССР (26.9.1973). Родилась 1.2.1939 в Москве. Жена артиста балета и балетмейстера В. В. Васильева (род. 1940), внучка философа и психолога Г. Г. Шпета (1879–1937). По окончании МХУ (педагог Е. П. Гердт) в 1958–88 в Большом театре, где совершенствовалась под руководством Г. С. Улановой. Безупречность академической школы классического танца, редкая музыкальность, сценическое обаяние и великолепные природные данные выделяли Максимову с первых профессиональных шагов, позволив балерине войти в число эталонных интерпретаторов большинства партий русского балетного репертуара 19 в. (Жизель – «Жизель» А. Адана, Принцесса Флорина и Аврора – «Спящая красавица» П. И. Чайковского, Китри – «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса). Сотрудничество с хореографом Ю. Н. Григоровичем (Максимова – первая исполнительница партий в его балетах: «Щелкунчик» Чайковского – Мари, «Спартак» А. И. Хачатуряна – Фригия) и сложившийся сценический дуэт с Васильевым позволили Максимовой создать образы героинь, проходящих путь от расцветающей юной женственности до жертвенности. Первая исполнительница партий в балетах Васильева (Эола – «Икар» С. М. Слонимского, Балерина – «Эти чарующие звуки» на муз. Ж. Ф. Рамо, В. А. Моцарта, Дж. Торелли, Солистка – «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов, Солистка – «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов, Анюта – «Анюта» на муз. В. А. Гаврилина, Золушка – «Золушка» С. С. Прокофьева), Д. А. Брянцева (Шурочка Азарова – «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова). Максимова была одной из первых советских балерин, активно осваивавших западный репертуар: участвовала в постановках Дж. Кранко (Татьяна – «Онегин» на муз. Чайковского), Р. Пети (Роза – «Голубой ангел» на муз. М. Констана), М. Бежара (Юлия – «Ромео и Юлия» на муз. Г. Берлиоза), П. Лакотта (Натали – «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировца и М. Карафы ди Колобрано; первое исполнение в СССР). Среди других партий: Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева), Ева («Сотворение мира» А. П. Петрова), Одетта–Одилия («Лебединое озеро» Чайковского). Актёрская выразительность Максимовой способствовала развитию жанра фильма-балета, в котором балерина работала много лет: Девочка («Трапеция»), Элиза Дулиттл («Галатея»), Петер («Старое танго»), Анюта («Анюта», Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1984), Примадонна («Чаплиниана») и др. Снималась в телефильмах-концертах «Хореографическая симфония», «Хореографические новеллы», «Гран па в белую ночь»; в фильме-опере «Травиата» (реж. Ф. Дзеффирелли) и экранизациях многих балетов. Творчеству Максимовой и Васильева посвящены телефильмы «Дуэт» (1973), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), французский фильм «Катя и Володя» (1989). Как драматическая актриса выступила в фильме «Фуэте», телефильмах «Жиголо и жиголетта», «Классная дама», в моноспектакле «Песнь Песней» по Библии. Окончив в 1980 педагогическое отделение балетмейстерского факультета ГИТИСа, с 1982 преподавала в нём (с 1991 РАТИ), с 1996 профессор. С 1990 балетмейстер-репетитор театра «Кремлёвский балет» (Москва), с 1998 – Большого театра. Среди учениц: Н. Г. Балахничёва, С. А. Лунькина, М. А. Рыжкина. 1-я премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1964). Премия Анны Павловой (1969), премия Мариуса Петипа (1972), обе – Париж. Знак «200 лет ГАБТ СССР» (1976). Государственная премия СССР (1981), Государственная премия РСФСР им. М.И.Глинки (1991), премия Ленинского комсомола (1972). Награждена орденом Ленина (1976), Трудового Красного Знамени, 2 орденами Дружбы народов, российскими орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й и 4-й степеней, медалями. Скончалась 28.4.2009 в Москве.

БРЭ