Памятник на могиле Машковского С.Ф. (1914–1958), ск. А.Елецкий, на Новодевичьем кладбище (5–18–7).

МАШКОВСКИЙ Степан Филиппович (1914–1958)

 

Лётчик-истребитель, Лётчик-испытатель 1-го класса. Полковник (1951). Герой Советского Союза (11.9.1941), Родился в 1914 в селе Темрюк, ныне село Старченково Володарского района Донецкой области. Член Коммунистической партии с 1946. В Красной Армии с 1936. В 1937 окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в Ленинградском военном округе на должностях командира звена, штурмана авиаэскадрильи. В июле-сентябре 1939 — адъютант авиаэскадрильи 56-го истребительного авиационного полка, участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Совершил 120 боевых вылетов на истребителе И–16, лично сбил 3 самолёта противника и 1 в группе. После боёв на Халхин-Голе продолжал службу на должности командира авиаэскадрильи в Забайкальском военном округе. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 в должности командира авиаэскадрильи 184-го истребительного авиационного полка. Сражался на Западном, Центральном и Брянском фронтах. За первый месяц боёв совершил 64 боевых вылета, сбил лично 2 и в группе 4 самолёта противника. 1 августа 1941 совершил воздушный таран, после которого благополучно посадил свой И–16 на аэродром. Затем назначен помощником командира 32-го истребительного авиационного полка (43-я истребительная авиадивизия, Западный фронт). В декабре 1941 был тяжело ранен и до октября 1942 находился в госпитале. После излечения назначен командиром авиаэскадрильи 180-го (с ноября 1942 года — 30-го гвардейского) истребительного авиационного полка (1-я воздушная армия, Западный фронт), в составе которого воевал до марта 1943 года. Всего за годы войны совершил 280 боевых вылетов на истребителе И-16, «Харрикейн» и Р–39 «Аэрокобра», провёл 72 воздушных боя, в которых сбил лично 14 и в группе 17 самолётов противника. С марта 1943 — на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте. Поднял в небо и провёл испытания истребителей Ла–156 (в 1947), Ла-150Ф (в 1947—48), Ла–200 (в 1949—50). 10 апреля 1947 года впервые в стране на самолёте Ла–156 выполнил взлёт и полёт с включением форсажа. Провёл испытания самолётов: Р–47 «Тандерболт» (1944), Ли–2 с моторами АШ–82ФН (1944—45), Ту-4 (1948); испытания: двигателей: ТВ–2 (на Ту-4ЛЛ, 1951), АЛ–7Ф (на Ту–4ЛЛ, 1955), АМ–3М (на Ту–16, 1955). Участвовал в испытаниях Пе–2И, МиГ–8 «Утка», Ла–152, Ла–160, Ла–174ТК, Ту–16, в испытаниях по заправке истребителя МиГ–19 от Ту–16. В 1947—49 с самолётов Пе–2 и МиГ–9УТИ, пилотируемых С. Ф. Машковским, были выполнены первые в стране катапультирования (парашютист-испытатель Г. А. Кондрашов). В 1954 окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей, с 1952 обучался в Московском авиационном институте. Погиб 18 марта 1958 в испытательном полёте на стратегическом бомбардировщике М–4. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, а также медалями.

 

Вместе с С.Ф.Машковским похоронены:
Машковская Клавдия Николаевна (1919–1993), жена С.Машковского;
Машковский Анатолий Степанович (1943–1994);
Машковский Геннадий Степанович (1941–2016).