Памятник на могиле Райского Н.Г. (1876-1958), на Новодевичьем кладбище (5-26-2).

РАЙСКИЙ Назарий Григорьевич (1876–1958)

 

Сценический псевдоним; настоящая фаммилия Капитонов. Артист оперы (лирико-драматический тенор), камерный певец, педагог, искусствовед, музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Доктор искусствоведения (1941).) Родился в 1876 в Люблине, в семье чиновника. Учился в Варшавской консерватории (1896—1900, до 3­го курса по классу скрипки, затем пению в классе Дж. Нувелли), также окончил Московский археологический институт (1917). Совершенствовался в вокальном искусстве в Италии. Часто выступал в концертах и до 1901 руководил хором. Пел в оперных театрах Владивостока, Хабаровска, Харбина, Тифлиса, Баку, Нижнего Новгорода, Самары, Вильно. В 1904—08 — солист московской оперы С. И. Зимина (дебютировал в партии Вертера в одноимённой опере Ж. Массне). Обладал голосом приятного тембра, исполнение отличалось артистизмом, гибкой фразировкой. Репертуар включал свыше 40 партий. Первый исполнитель на русской сцене партии Дюфрена («Заза» Р. Леонкавалло, 1905). Лучшие партии: Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Ленский («Евгений Онегин»), Водемон («Иоланта», обе — П. И. Чайковского), Лыков («Царская невеста»), Гвидон («Сказка о царе Салтане», обе — Н. А. Римского-Корсакова), Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Герцог («Риголетто»), Кассио («Отелло», обе — Дж. Верди). Партнёры: Б. Б. Амирджан, Э. И. Кристман, П. С. Оленин, В. Н. Петрова-Званцева, Р. Е. Радина, Е. Я. Цветкова. Райский — один из выдающихся камерных певцов. Его репертуар включал около 1000 произведений, из них 150 — впервые им исполнены, в т. ч. произведения С. И. Танеева, М. М. Ипполитова-Иванова (он посвятил Райскому «Сонеты» У. Шекспира), Н. К. Метнера; также романсы русских и зарубежных композиторов, исполнял народные песни на языке оригинала. С 1904 принимал участие в концертах Кружка любителей русской музыки, сам был устроителем «Вечеров русского романса». Выступал в ансамбле с А. Б. Гольденвейзером, К. Н. Игумновым, Г. Г. Нейгаузом, А. Ф. Гедике (вместе с ним в 1922 организовал первые органно-вокальные концерты). Вёл сольные и камерные классы в Московской консерватории в 1919—29 и 1933—49 (с 1923 — профессор, в 1921—29 проректор, в 1921—29 и 1945—47 декан факультета, в 1934—35 директор Оперной студии, с 1935 — заведующий кафедрой), руководил Татарской и Узбекской национальными cтудиями при Московской консерватории. В 1929—33 преподавал в Тифлисской консерватории; в середине 1930-х — в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, в 1949 — в Музыкальном училище при Московской консерватории. В своей педагогической деятельности пропагандировал итальянскую школу пения, особое внимание уделял развитию у певцов художественного вкуса и чувства стиля. Среди учеников — Д. Д. Головин, Н. И. Кедров, С. А. Красовский, С. Я. Лемешев, В. Р. Сливинский, Г. И. Тиц, В. М. Фирсова. Выступал на всесоюзных вокальных конференциях (1937, 1940), на курсах повышения квалификации вокальных педагогов. Райский принимал участие в укреплении художественной самодеятельности: в 1926—27 вошёл в состав первой военно-шефской комиссии профсоюза работников искусств. Директор Московской государственной Филармонии (1927—29 и 1933—34). Художественный руководитель музыкального радиовещания (1939—42). С 1942 — музыкальный руководитель Латвийского государственного ансамбля. Автор работ по вопросам вокального искусства. Перевёл на русский язык текст около 700 вокальных произведений, либретто опер. Скончался в октябре 1958 в Москве.

Московская энциклопедия. Лица Москвы

 

Вместе с Н.Г.Райским похоронена Райская Любовь Ивановна (1877–1960), жена Н.Райского.