Памятник на могиле Заболоцкого Н.А. (1903–1958), ск. В.Лемпорт, В.Сидур, Н.Силис, на Новодевичьем кладбище (5–40–3).

ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич (1903–1958)

 

Поэт, переводчик. Родился 24.4(7.5).1903 близ Казани в семье агронома. В 1913—20 учился в Уржумском реальном училище; в 1920 поступил одновременно на филологический и медицинский факультеты МГУ; в 1921 переехал в Петроград, окончил Педагогический институт им. А. И. Герцена (1925). Присоединился в 1925 к созданному поэтом А. В. Туфановым «Ордену заумников DSO»; познакомился с Д. И. Хармсом и А. И. Введенским. В 1927 дебютировал как поэт. Вошёл в группу ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), для манифеста которой написал разделы «Общественное лицо ОБЭРИУ» и «Поэзия обэриутов» (опубликовано в 1928), так охарактеризовав свой метод: «Предмет не дробится, но наоборот — сколачивается и уплотняется до отказа…» Установка на конкретность и «плотность» образного ряда воплотилась в сборнике «Столбцы» (1929): место действия многих его стихотворений (Обводный канал, Народный дом, чёрные лестницы Ленинграда) и литературные аллюзии (на тексты Н. В. Гоголя и др.) заставляют вспомнить о петербургских образах русской классической литературы, однако яркие краски, сочные детали и сами названия некоторых стихотворений («Игра в снежки», «Рыбная лавка» и др.) отсылают к живописи «малых фламандцев», а алогичность и прихотливость смысловых связей — к художественной практике живописного и литературного авангардизма. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. Заболоцкий публиковал в журналах «Ёж» и «Чиж» стихи, рассказы и очерки для детей (нередко под псевдонимом Я. Миллер); в 1930—32 работал в этих журналах на технических должностях. Под влиянием сочинений И. В. Гёте, Г. С. Сковороды, В. И. Вернадского, К. И. Циолковского, с которым Заболоцкий переписывался, а также В. Хлебникова его поэзия претерпела значительные изменения: в стихах, поэмах «Безумный волк» (1931), «Деревья», «Птицы» (обе 1933) развивается натурфилософская концепция единства и многообразия природных форм, взаимосвязи живой и неживой материи, разумности всего мироздания. Мысль о том, что человек должен уничтожить присутствующие в природе жестокость и косность и внести в неё гармонию, выражена в поэме «Торжество земледелия» (1929—30, опубликовано в 1933), которая была трактована как пасквиль на колхозное строительство и вызвала ожесточённую критику. Свёрстанный сборник «Стихотворения 1926—32» не вышел из печати; Заболоцкий занялся переводами-пересказами для детей романов Ф. Рабле, Дж. Свифта, Ш. Де Костера. Появление стихотворений «Прощание» (1934), посвящённого памяти С. М. Кирова, и «Горийская симфония» (1936) о родине И. В. Сталина, а также признание собственных «ошибок» в ходе дискуссии о формализме позволили Заболоцкому вернуться к активному поэтическому творчеству. Он переводил грузинских поэтов, издал сборник «Вторая книга» (1937). 19.3.1938 Заболоцкий был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорён к 5 годам заключения; работал на Дальнем Востоке на лесоповале, в карьере, на строительстве железной дороги, после перевода в 1943 в район Кулунды — на добыче озёрной соды. 18.8.1944 освобождён, но оставлен при лагере; в 1945 переведён в Караганду (часть этих событий воссоздал в «Истории моего заключения», 1956, опубликовано в 1988). В 1946 вернулся в Москву, где вновь после многолетнего перерыва начал писать стихи, переводил таджикских, венгерских, немецких, грузинских и других поэтов (в т. ч. поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», 1957); опубликовал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве» (1946), сборник «Стихотворения» (1948). В 1951 выступил с докладом «К вопросу о ритмической структуре “Слова о полку Игореве”» (опубликовано в 1969) на заседании специальной комиссии, посвящённой этому литературному памятнику; начал работу по созданию единого стихотворного эпоса на основе русских былин (замысел не осуществлён). Поздняя поэзия Заболоцкого отличается ясностью и простотой образно-стилистического строя, ориентированного на традиции русской лирики 19 в.; натурфилософская тематика уступила в ней место психологически углублённым раздумьям о сущности человеческой души, о месте человека в мире. В 1957 был создан редкий по лирической пронзительности цикл «Последняя любовь», вышла последняя книга Заболоцкого — сборник «Стихотворения», объединивший избранные стихи 1930—50-х гг. и переводы. В исторической поэме «Рубрук в Монголии» (1958) точные детали, почерпнутые из отчёта о путешествии монаха-минорита в 1253 и других источников, соседствуют с размышлениями о противостоянии восточной и западной цивилизаций; некоторые приёмы поэмы отсылают к гротесковой стилистике «Столбцов». Среди других произведений: очерки и статьи о литературе; подготовленная Заболоцким на основе писем к семье подборка «Сто писем 1938—1944 гг.» (опубликовано в 1989), рассказы о жизни в лагере. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958). Скончался 14.10.1958 в Москве.

БРЭ

 

Вместе с Н.А.Заболоцким похоронены:
Заболоцкая Екатерина Васильевна, урожд. Клыкова (1906–1997), учительница русского языка и литературы, жена Н.Заболоцкого;
Заболоцкий Никита Николаевич (1932–2014), кандидат биологических наук, сын Н. и Е. Заболоцких.