Памятник на могиле Фаворского В.А. (1886–1964), ск. Д.Шаховской, на Новодевичьем кладбище (6–14–12). Нажмите левую кнопку мыши, чтобы увидеть фрагменты памятника.

ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886–1964)

 

График и живописец. Народный художник СССР (1963). Действительный член АХ СССР (1962). Родился 2(14).3.1886 в Москве. Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903—05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906—07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907—13). Член общества «Четыре искусства» (1924—28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга — это единство функционального («инструмент для чтения») и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций, «определённое отношение... предмета к пространству» должны выявлять стиль писателя, основные «моменты мировоззрения» литературных произведений. Для гравюр Фаворского периода 1910 — середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха [«Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, изд. в 1963); «Фамарь» А. Глобы (изд. в 1923); «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации «Книги Руфь» (изд. в 1925); иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в «Домике в Коломне» Пушкина (изд. в 1929); романтическая экспрессивность образов «Новогодней ночи» С. Д. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в «Новой жизни» Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг. Фаворский чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление «Сонетов» Шекспира (изд. в 1948), сборник «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (изд. в 1950), иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (изд. в 1954), «Борису Годунову» (1955, изд. в 1956) и «Маленьким трагедиям» (изд. в 1961) Пушкина; все — Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями («Октябрь 1917», 1928), в том числе над портретами («Ф. Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935, серия «Великие русские полководцы», 1945—47), экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя её декоративные (серия «Самарканд», 1942–44) и публицистические возможности («За мир», 1959). Фаворский создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия «двойных портретов», 1938—61, и др.). В области монументального искусства Фаворский добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Фаворского в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений («Двенадцатая ночь» Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Фаворского оказало большое влияние на искусство, особенно на графику. Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920—30), Полиграфического института (1930—34), Института изобразительных искусств (1934—38), Института прикладного и декоративного искусства (1942—48) в Москве. Среди учеников — А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков. Скончался 29.12.1964 в Москве.

БСЭ

В.А.Фаворскому установлена мемориальная доска на Новогиреевской улице, дом 7.

 

Вместе с В.А.Фаворским похоронены:
Фаворский Никита Владимирович (1915–1941), художник-график, погиб на фронте под Москвой (кенотаф);
Фаворский Иван Владимирович (1924–1945), художник, погиб на фронте под Кенигсбергом (кенотаф).