Памятник на могиле Эренбурга И.Г. (1891-1967), ск. И.Слоним (по рисунку П.Пикассо), арх. А.Борецкий, худ. Н.Альтман, на Новодевичьем кладбище (7-1-8). Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника.

ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич (1891–1967)

 

Писатель, общественный деятель. Родился 15(27).1.1891 в Киеве в семье инженера. Принимал участие в работе революционной организации большевиков, в 1908 был арестован, в декабре 1908 эмигрировал в Париж. Сборник «Стихи о канунах» (1916) пронизаны резким неприятием «гибнущей Европы», империалистической войны. В июле 1917 вернулся на родину. Октябрьскую социалистическую революцию Эренбург вначале не понял (книга стихов «Молитва о России», 1918). Искренне приветствуя рождение «иного, великого века», Эренбург испытывал «... восторг и ужас пред современностью» (сборник «Кануны», Берлин, 1921, с. 3). В 1921—24 жил в Берлине, активно сотрудничал в советской печати. В 1922 опубликовал философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников...», в котором дана мозаичная картина жизни Европы и России времен 1-й мировой войны и революции. Основной психологический конфликт произведений 20-х годов — конфликт долга и чувства, противопоставление человека обществу («Жизнь и гибель Николая Курбова», 1923; «Любовь Жанны Ней», 1924, и др.); критика капитализма, буржуазной морали, анализ противоречий буржуазной культуры («Тринадцать трубок», «Трест Д. Е.», оба — 1923). Эренбург опубликовал книгу «Портреты русских поэтов» (1922), создал социально-психологические романы «Рвач» (1925), «В Проточном переулке» (1927). С начала 30-х годов постоянно жил в СССР. Философская проблематика романа «День второй» (1933, отд. изд. 1934) включала в себя впечатления от знакомства с крупными стройками 1-й пятилетки, пересмотр прежнего скептицизма, была насыщена интересом к духовной культуре нового человека. Во время национально-революционной войны испанского народа 1936—39 Эренбург был военным корреспондентом «Известий»; много выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне перемирия», 1937; роман «Что человеку надо», 1937), поэт (сборник стихов «Верность», 1941). В 1940 Эренбург начал работу над романом «Падение Парижа» (1941; Государственная премия СССР, 1942) о политических, нравственных, исторических причинах разгрома Франции немецкими оккупантами во 2-й мировой войне. С началом Великой Отечественной войны приобрела широкую известность публицистика Эренбурга, разоблачавшая политику и мораль фашизма, взывавшая к совести народов, укреплявшая веру людей в победу над фашизмом, священное чувство ненависти к врагу (статьи, постоянно печатавшиеся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в книге публицистики «Война», т. 1—3, 1942—44). В дни войны возник замысел романа «Буря» (1946—47; Государственная премия СССР, 1948). Основной конфликт эпохи — противостояние фашизма и антифашизма — раскрывается в «Буре» через изображение множества самостоятельных, но подвластных историческим катаклизмам судеб. В послевоенные годы опубликовал роман «Девятый вал» (1951—52), повесть «Оттепель» (1954—56), вызвавшую острые споры, литературно-критическое эссе («Французские тетради», 1958; «Перечитывая Чехова», 1960). Наиболее значительные произведения последних лет — воспоминания «Люди, годы, жизнь» (кн. 1—6, 1961—65). Критика высоко оценила литературные портреты, созданные Эренбургом, но оспаривала его концепцию искусства и понимание некоторых явлений общественной жизни. Депутат Верховного Совета СССР 3—7-го созывов, с 1950 вице-президент Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1952). Награждён 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Произведения Эренбурга переведены на основные языки мира. Скончался 31.8.1967 в Москве.

БСЭ

И.Г.Эренбургу установлена мемориальная доска на Тверской улице, дом 8.

 

Вместе с И.Г.Эренбургом похоронены:
Козинцева-Эренбург Любовь Михайловна (1900–1970), художник, жена И.Эренбурга;
Эренбург Ирина Ильинична (1911–1997), переводчик французской прозы, дочь И.Эренбурга.