Памятник на могиле Эренбурга И.Г. (1891–1967), ск. И.Слоним (по рисунку П.Пикассо), арх. А.Борецкий, худ. Н.Альтман, на Новодевичьем кладбище (7–1–8). Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника.

ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич (1891–1967)

 

Писатель, общественный деятель. Родился 15(27).1.1891 в Киеве в семье инженера. Принимал участие в работе революционной организации большевиков, в 1908 был арестован, в декабре 1908 эмигрировал в Париж. Сборник «Стихи о канунах» (1916) пронизаны резким неприятием «гибнущей Европы», империалистической войны. В июле 1917 вернулся на родину. Октябрьскую социалистическую революцию Эренбург вначале не понял (книга стихов «Молитва о России», 1918). Искренне приветствуя рождение «иного, великого века», Эренбург испытывал «... восторг и ужас пред современностью» (сборник «Кануны», Берлин, 1921, с. 3). В 1921—24 жил в Берлине, активно сотрудничал в советской печати. В 1922 опубликовал философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников...», в котором дана мозаичная картина жизни Европы и России времен 1-й мировой войны и революции. Основной психологический конфликт произведений 20-х годов — конфликт долга и чувства, противопоставление человека обществу («Жизнь и гибель Николая Курбова», 1923; «Любовь Жанны Ней», 1924, и др.); критика капитализма, буржуазной морали, анализ противоречий буржуазной культуры («Тринадцать трубок», «Трест Д. Е.», оба — 1923). Эренбург опубликовал книгу «Портреты русских поэтов» (1922), создал социально-психологические романы «Рвач» (1925), «В Проточном переулке» (1927). С начала 30-х годов постоянно жил в СССР. Философская проблематика романа «День второй» (1933, отд. изд. 1934) включала в себя впечатления от знакомства с крупными стройками 1-й пятилетки, пересмотр прежнего скептицизма, была насыщена интересом к духовной культуре нового человека. Во время национально-революционной войны испанского народа 1936—39 Эренбург был военным корреспондентом «Известий»; много выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне перемирия», 1937; роман «Что человеку надо», 1937), поэт (сборник стихов «Верность», 1941). В 1940 Эренбург начал работу над романом «Падение Парижа» (1941; Государственная премия СССР, 1942) о политических, нравственных, исторических причинах разгрома Франции немецкими оккупантами во 2-й мировой войне. С началом Великой Отечественной войны приобрела широкую известность публицистика Эренбурга, разоблачавшая политику и мораль фашизма, взывавшая к совести народов, укреплявшая веру людей в победу над фашизмом, священное чувство ненависти к врагу (статьи, постоянно печатавшиеся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в книге публицистики «Война», т. 1—3, 1942—44). В дни войны возник замысел романа «Буря» (1946—47; Государственная премия СССР, 1948). Основной конфликт эпохи — противостояние фашизма и антифашизма — раскрывается в «Буре» через изображение множества самостоятельных, но подвластных историческим катаклизмам судеб. В послевоенные годы опубликовал роман «Девятый вал» (1951—52), повесть «Оттепель» (1954—56), вызвавшую острые споры, литературно-критическое эссе («Французские тетради», 1958; «Перечитывая Чехова», 1960). Наиболее значительные произведения последних лет — воспоминания «Люди, годы, жизнь» (кн. 1—6, 1961—65). Критика высоко оценила литературные портреты, созданные Эренбургом, но оспаривала его концепцию искусства и понимание некоторых явлений общественной жизни. Депутат Верховного Совета СССР 3—7-го созывов, с 1950 вице-президент Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1952). Награждён 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Произведения Эренбурга переведены на основные языки мира. Скончался 31.8.1967 в Москве.

БСЭ

И.Г.Эренбургу установлена мемориальная доска на Тверской улице, дом 8.

 

Вместе с И.Г.Эренбургом похоронены:
Козинцева-Эренбург Любовь Михайловна (1900–1970), художник, жена И.Эренбурга;
Эренбург Ирина Ильинична (1911–1997), переводчик французской прозы, дочь И.Эренбурга.