Памятник на могиле Ильюшина С.В. (1894-1977), ск. Д.Народницкий, арх. Ю.Воскресенский, на Новодевичьем кладбище (7-13-10).

ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович (1894–1977)

 

Авиаконструктор. Академик АН СССР (1968). Генерал-полковник-инженер (1967, как инженерно-технической службы). Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Родился 18(30).3.1894 в деревне Дилялево, ныне Вологодская область. Член Коммунистической партии с 1918. В 1926 окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. В 1916 начал работать авиамехаником. С 1918 в Красной Армии, сначала авиамеханик, затем военком, а с 1921 начальник авиаремонтного поезда. В 1931 организовал и возглавил КБ, деятельность которого связал с развитием трёх родов авиации — штурмовой, бомбардировочной и пассажирской. Ильюшиным создано большое количество типов самолётов. На первых боевых самолётах ЦКБ 26 (ЦКБ–ЗО, ЦКБ–ЗОФ) были установлены мировые рекорды высоты с различными грузами, а в 1938—39 совершены беспосадочные перелёты Москва — район Владивостока и Москва — остров Миску (Северная Америка). Многоцелевой самолёт Ил–4 был основным дальним бомбардировщиком и торпедоносцем во время Великой Отечественной войны 1941—45. В 1939 Ильюшин создал бронированный штурмовик Ил–2, положивший начало новому классу боевой авиации и породивший новую тактику её применения. Затем были созданы штурмовики Ил–8 (1943), Ил–10 (1943), Ил–16 и первый в истории авиации реактивный штурмовик Ил–40. По линии развития бомбардировочной авиации после Ил–4 были построены Ил–6 (1943), экспериментальный реактивный Ил–22 (1946), первый отечественный реактивный бомбардировщик Ил–28 (1948), выпускавшийся серийно. Пассажирские самолёты Ил–12 и Ил–14 были выпущены в 1946 и 1951. Многоместный турбовинтовой Ил–18 (1957) стал основным пассажирским самолётом, а турбовентиляторный трансконтинентальный Ил–62 (1962) впоследствии стал флагманом Аэрофлота. Ильюшин создал не только ряд пассажирских и военных самолётов, но и свою школу в самолётостроении. Депутат Верховного Совета 1—7-го созывов. Сталинская премия (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952), Государственная премия СССР (1971), Ленинская премия (1960). Награждён 8 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, а также медалями. Скончался 9.2.1977 в Москве.

 

С.В.Ильюшину установлена мемориальная доска на Петровско-Разумовской аллее, дом 16.

 

Вместе с С.В.Ильюшиным похоронены:
Ильюшин Сергей Сергеевич (1947–1990), полковник авиации;
Ильюшин Сергей Александрович (1985–2002), внук С.В. и А.В. Ильюшиных;
Ильюшина Анастасия Васильевна, урожд. Советова (1916–2008), инженер-конструктор, жена С.В.Ильюшина.