Памятник на могиле Исаченкова Н.В. (1902–1969), ск. Г.Постников, на Новодевичьем кладбище (7–9–8).

ИСАЧЕНКОВ Николай Васильевич (1902–1969)

 

Крупный организатор советского военного кораблестроения. Инженер-адмирал (31.5.1954; инженер-контр-адмирал, 4.6.1940; инженер-вице-адмирал, 22.1.1944). Родился 6(19).12.1902 в городе Ярцево, ныне Смоленской области. Русский. В ВМФ с 1923, член компартии с 1927. Окончил Военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского (10.1923—5.1928). Трюмный инженер-механик эсминца «Петровский» (5.1928—5.1930), старший инженер-механик эсминца «Дзержинский» (5.1930—4.1932), флаг-механик дивизиона эсминцев (4.1932—8.1936) Черноморского флота. Помощник начальника отделения (8.1936—2.1938), начальник отделения (2—7.1938), заместитель начальника (7.1938—6.1940), начальник Управления кораблестроения ВМФ с июня 1940. Для изучения зарубежного опыта строительства кораблей был командирован в Германию в составе группы специалистов во главе с И. Ф. Тевосяном (2—4.1940). Принимал участие в заказе башен главного калибра артиллерии для строящихся крейсеров типа «Кронштадт». В декабре 1940 сделал доклад о проектировании и строительстве кораблей ВМФ на сборе руководящего состава ВМФ. В начале Великой Отечественной войны программа строительства «Большого флота» была приостановлена, на первый план выдвинулись задачи обеспечения боевой деятельности ВМФ и максимального восполнения значительных потерь флотов в кораблях, оружии и технике. Под руководством Исаченкова в сжатые сроки были достроены несколько десятков кораблей, а также налажено серийное строительство на заводах в глубоком тылу малых кораблей, преимущественно охотников на сторожевые катера, торпедные катера и бронекатера. Исаченков лично участвовал в проведении операций по переброске подводных лодок по Северо-Двинской водной системе из Каспийского моря в Белое, из Поти в Баку и обратно, эсминцев с Тихоокеанского флота на Северный флот, больших охотников с Волги на Чёрное море и т. д. По его инициативе к решению проблемы борьбы с неконтактными минами были привлечены крупные учёные. К концу 1942 на всех действующих флотах и флотилиях были созданы службы размагничивания кораблей, руководство которыми было возложено на начальника Управления кораблестроения ВМФ. Уже в конце войны под руководством Исаченкова началась подготовка послевоенной кораблестроительной программы: выбор классов и типов кораблей с определением их основных элементов, оружия и энергетики. После войны находился в прежней должности. Начальник Главного управления кораблестроения (12.1945—4.1946), (4.1946—1.1952), по совместительству член Научно-технического комитета (11.1946—3.1949), Научно-технического совета (3.1949—1.1952) Военно-морского министерства. Заместитель военно-морского министра по кораблестроению и вооружению (1.1952—4.1953), заместитель главкома ВМФ по кораблестроению (4.1953—7.1958), по кораблестроению и вооружению — начальник кораблестроения и вооружения ВМФ (7.1958—8.1965). В распоряжении главкома ВМФ (8.1965—2.1966). Член Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР. С февраля 1966 в отставке. Награждён 2 орденами Ленина (1949, 1962), 3 орденами Красного Знамени (1942, 1944, 1953), орденами Нахимова 1-й степени (1944), Отечественной войны 1-й степени (1945), Красной Звезды (1962), «Знак Почёта» (1935), медалями. Имя адмирала Исаченкова было присвоено после его смерти большому противолодочному кораблю. Скончался 4.11.1969 в Москве.

В.М.Лурье. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941–1945). С-Пб, 2001.

 

Вместе с Н.В.Исаченковым похоронены:
Исаченкова Мария Викентьевна (1906–1966), жена Н.Исаченкова;
Исаченкова Регина Николаевна (1931–1997);
Исаченков Михаил Николаевич (1944–2010), капитан 1-го ранга.