Памятник на могиле Люльки А.М. (1908–1984), ск. М.Пушкин, арх. А.Шахов, на Новодевичьем кладбище (7–20–12).

ЛЮЛЬКА Архип Михайлович (1908–1984)

 

Конструктор авиационных двигателей. Академик АН СССР (1968; член-корреспондент 1960). Герой Социалистического Труда (1957). Родился 10(23).3.1908 в селе Саварка, ныне Богуславского района Киевской области. Член КПСС с 1947. По окончании Киевского политехнического института (1931) работал в авиационной промышленности (в Харькове, Ленинграде, Москве). В 1933—37 занимался проблемой применения газовой турбины в качестве авиационного двигателя, научно обосновал целесообразность создания турбореактивных двигателей для скоростных самолётов. В 1939—41 разработал конструктивную схему двухконтурного турбореактивного двигателя, явившуюся прототипом ныне существующих схем; определил аналитическую зависимость так называемой зоны «вырождения» для турбореактивных двигателей. С 1946 генеральный конструктор авиационных двигателей. При его непосредственном участии и под его руководством был создан первый отечественный турбореактивный двигатель, прошедший в 1948 государственные испытания; позднее Люлька сконструировал ряд мощных турбореактивных двигателей. Им разработаны и осуществлены предложения по использованию новых энергетических веществ. В 1967—84 Люлька возглавлял Комиссию по газовым турбинам при АН СССР. Преподавал в МАИ (с 1954 — профессор). Ленинская премия (1976). Государственная премия СССР (1948, 1951). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 1.6.1984 в Москве.

БСЭ

А.М.Люльке установлена мемориальная доска в Протопоповском переулке, дом 6.

 

Вместе с А.М.Люлькой похоронена Люлька Галина Евгеньевна (1910–1989), жена А.Люльки.