Памятник на могиле Мясищева В.М. (1902–1978), арх. Н.Шебалина, на Новодевичьем кладбище (7–15–14).

МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович (1902–1978)

 

Авиаконструктор. Генерал-майор-инженер (1944). Герой Социалистического Труда (1957). Доктор технических наук (1959). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972). Родился 15(28).9.1902 в городе Ефремов, ныне Тульской области. После окончания Московского высшего технического училища (1926) работал в КБ А. И. Туполева (в составе Центрального аэрогидродинамического института), участвовал в создании самолётов ТБ–1, ТБ–3, АНТ–20 «Максим Горький». С 1934 начальник бригады экспериментальных самолётов конструкторского отдела сектора опытного строительства Центрального аэрогидродинамического института, которой в 1936 создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ–41 (Т–1). В 1937—38 руководил переработкой документации для внедрения в серийное производство на заводе № 84 в городе Химки Московской области лицензионного самолёта DC–3 (Ли–2). Был необоснованно репрессирован и в 1938—40 находился в заключении, работая при этом в ЦКБ–29 НКВД: сначала в отделе В. М. Петлякова (начальник бригады крыла), а затем — там же (и после освобождения) возглавлял КБ по созданию дальнего высотного бомбардировщика ДВБ–102. С 1943 — главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе № 22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе–2 и на заводе № 482 в Москве по доводке самолёта ДВБ–102. Под его руководством в 1943—46 разработаны самолёты Пе–2Б, Пе–2И, Пе–2М, ДИС, ДБ–108. В 1946—51 Мясищев — заведующий кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета Московского авиационного института. С 1947 — профессор. В 1951—60 — руководитель Опытно-конструкторского бюро № 23, где разработаны стратегические бомбардировщики М–4, 3М, М–50. С 1956 — генеральный конструктор. В 1960—67 — начальник Центрального аэрогидродинамического института, в 1967—78 — генеральный конструктор Экспериментального машиностроительного завода, где под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта самолётов за счёт ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также была начата разработка самолёта-носителя ВМ–Т «Атлант» и высотного дозвукового самолёта М–1 «Стратосфера». Депутат Верховного Совета СССР 5-го и 6-го созывов (1958—66). Ленинская премия (1957). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Суворова 2-й степени, медалями. Имя Мясищева присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу. Скончался 14.10.1978 в Москве.

 

В.М.Мясищеву установлена мемориальная доска в Романовом переулке, дом 3.

 

Вместе с В.М.Мясищевым похоронена Спендиарова Елена Александровна (1905–1981), жена В.Мясищева, внучка композитора А.А.Спендиарова.