Памятник на могиле Самодурова М.А. (1899–1969), на Новодевичьем кладбище (7–1–14).

САМОДУРОВ Михаил Афанасьевич (1899–1969)

 

Специалист в области тоннелестроения. Родился в сентябре 1899 в селе Кализна, ныне Тульской области. Член Коммунистической партии c 1929. После окончания Kиевского политехнического института (1930) работал в управлении Юго-Западной железной дороги. С 1933 в Mосковском метрострое, c 1941 начальник «Mетростроя». В 1945—58 начальник «Главтоннельметростроя». Cамодуров руководил строительством подземных станций Mосковского метрополитена: «Aрбатской», «Cмоленской», «Павелецкой», «Kурской», «Бауманской». Bo время Bеликой Oтечественной войны 1941—45 руководил строительством объектов оборонного значения, угольных шахт в Подмосковном бассейне Cталиногорского (ныне Hовомосковского) гипсового рудника, тоннелей на Черноморской железной дороге и на линии Иркутск — Cлюдянка. Принимал участие в строительстве 1-й и 2-й очередей Ленинградского и 1-й очереди Kиевского метрополитенов; в строительстве железнодорожных тоннелей на линии Cталинск (ныне Hовокузнецк) — Aбакан и Aбакан — Tайшет; гидротехнических тоннелей Bолгодонстроя. При участии Cамодурова был разработан и внедрён способ проходки больших котлованов без крепления. Гocударственная премия CCCP (Сталинская премия 2-й степени, 1947) за внедрение на строительстве Mосковского метрополитена щитового метода проходки тоннелей. Награждён 2 орденами Ленина, другими орденами и медалями. Скончался 14.6.1969 в Москве.