Памятник на могиле Сухого П.О. (1895–1975), ск. Н.Щербаков, арх. С.Лядов, на Новодевичьем кладбище (7–11–16).

СУХОЙ Павел Осипович (1895–1975)

 

Авиаконструктор. Доктор технических наук (1940). Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965). Родился 10(22).7.1895 в городе Глубокое, ныне Витебская область Белоруссии. После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А. Н. Туполева — в Центральном аэрогидродинамическом институте и на заводе №156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухой под общим руководством Туполева созданы истребители И–4, И–14, рекордные самолёты АНТ–25 и АНТ–37бис «Родина». Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су–2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны. В 1939—40 главный конструктор на заводе в Харькове, в 1940—49 главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1949—53 снова заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 — главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор. В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су–7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су–9, Су–11, Су–15, истребители-бомбардировщики Су–7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су–17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су–24, штурмовик Су–25 и другие самолёты. На экспериментальных самолетах Т–431 и Т–405 конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959, 1962), два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962). Под руководством Сухого впервые созданы отделяемая (с помощью пороховой катапульты) носовая часть фюзеляжа с гермокабиной лётчика, створки перепуска воздуха с двусторонним отклонением, обеспечивающие устойчивую работу двигателя на всех режимах полёта, боковые секторные сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники; система управления самолётом на необратимых бустерах. На экспериментальном самолёте Т–4, рассчитанном на скорость полёта, втрое превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы титан и высокопрочная нержавеющая сталь, а также применена электродистанционная система управления самолётом. Под руководством Сухого была начата разработка высокоманёвренного истребителя Су–27 с интегральной аэродинамической компоновкой, с успехом демонстрировавшегося на многих международных авиационных выставках 80-х гг. Депутат Верховного Совета СССР 5—8-го созывов (1958—74). Ленинская премия (1968). Государственная премия СССР (1943, 1975, посмертно). Государственная премия РФ (1996, посмертно). Золотая медаль имени А. Н. Туполева АН СССР (1975, посмертно). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Имя Сухого присвоено машиностроительному заводу в Москве. Скончался 15.9.1975 в Москве.

Авиация: Энциклопедия. Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1994

П.О.Сухому установлена мемориальная доска на Ленинском проспекте, дом 7.
П.О.Сухому установлена мемориальная доска на 2-й Бауманской улице, дом 5.

 

Вместе с П.О.Сухим похоронены:
Сухая Софья Феликсовна, урожд. Тенчинская (1895–1982), жена П.Сухого;
Воскресенский Георгий Петрович (1923–1995), инженер-механик, инженер-полковник, доктор технических наук (газодинамика), ведущий научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В.Келдыша АН СССР, в Великую Отечественную войну лётчик, Госпремия;
Сухой Дмитрий Павлович (1932–2000);
Воскресенская (Сухая) Ирина Павловна (1925–2009).