КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич (1874–1971)
Скульптор. Действительный член АХ СССР (1954). Народный художник
СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1964). Родился
28.6(10.7).1874 в деревне Караковичи, ныне Ельнинский район
Смоленской области, в крестьянской семье. Учился в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества (1892—96) у С. И. Иванова и С.
М. Волнухина и в Петербургской АХ (1899—1902; действительный член с
1916). Экспонент «Мира искусства» и член Союза русских художников. В
ранний период в произведениях жанрово-повествовательного характера
(«Камнебоец», бронза, 1898, Третьяковская галерея) и нескольких
более поздних работах, отмеченных поисками монументально-обобщающих
образов («Самсон», гипс, 1902, не сохранился), Конёнков стремился
передать свои размышления о тяжёлой жизни родного народа и его
порыве к борьбе за свободу. Конёнков участвовал в революционных
событиях 1905 в Москве, выполнил несколько обобщённо-символических
по характеру портретов участников Революции 1905 («Рабочий-боевик
1905 года Иван Чуркин», мрамор, 1906, Музей Революции СССР, Москва;
«Атеист», песчаник, 1906, Мордовская картинная галерея им. Ф. В.
Сычкова, Саранск). С середины 1900-х годов для творчества Конёнкова
характерны преимущественно фольклорно-сказочные образы («Стрибог»,
1910, Третьяковская галерея; «Еруслан Лазаревич», 1913, Серпуховской
историко-художественный музей; оба— дерево), переработка мотивов
русской народной деревянной скульптуры, тема классически
совершенного, гармоничного человека, в значительной мере навеянная
искусством античности и Возрождения, но тесно связанная с поисками
национальных эстетических и этических идеалов («Нике», 1906, «Юная»,
1916,— обе мрамор, Третьяковская галерея). В этот период Конёнков
создал ряд портретов, в том числе композиции, посвящённые великим
музыкантам прошлого («Бах», мрамор, 1910, собрание Н. Ф. Микули,
Москва; «Паганини», несколько вариантов). В первые годы Советской
власти Конёнков участвовал в осуществлении плана монументальной
пропаганды (мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство
народов», цветной цемент, 1918, в открытии участвовал В. И. Ленин;
группа «Степан Разин со своей ватагой», дерево, 1918—19; ныне обе в
Русском музее, Санкт-Петербург). В 1924—45 жил в США; работал
главным образом над портретами («А. М. Горький», бронза, 1928, Музей
А. М. Горького, Москва; «И. П. Павлов», 1930, «Ф. М. Достоевский»,
1933, — оба гипс, Русский музей). Во 2-й половине 40—60-х годов
Конёнков выполнил большое число портретов, отличающихся
психологической проникновенностью и совершенством пластических
решений [«Ниночка», 1951, Русский музей; «Никос Белояннис», 1951,
Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; «М. П.
Мусоргский», 1953, Горьковский художественный музей; автопортрет,
1954, Третьяковская галерея (Ленинская премия, 1957); все — мрамор],
а также ряд станковых и монументальных композиций [«Освобождённый
человек» («Самсон»), гипс, 1947, Русский музей; группы и рельефы
Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза,
1953— 1954]. В 1954 был создан знаменитый «Автопортрет»
(Третьяковская галерея), своей мощью и энергичностью пластики
напоминающий поздние работы Микеланджело. Создал памятник хирургу А.
В. Вишневскому (1950, на территории Института хирургии в Москве),
надгробные памятники М. М. Пришвину (1955, на Введенском кладбище),
В. В. Вишневскому (1957, на Новодевичьем кладбище) и О. Ю. Шмидту
(1958, на Новодевичьем кладбище). Делал мебель в виде фигур животных
и птиц (кресло «Орёл», 1955; стул «Лебедь», 1955; стул со змеей,
1958; все — в Музее-мастерской Конёнкова). Государственная премия
СССР (1951). Награждён 2 орденами Ленина. Скончался 9.10.1971 в
Москве.
БСЭ
С.Т.Конёнкову установлена
мемориальная доска на Тверской
улице, дом 17 (со стороны Тверского бульвара, дом 28).
Вместе с С.Т.Конёнковым похоронена
Конёнкова Маргарита Ивановна,
урожд. Воронцова (1895–1980), жена С.Конёнкова.