Памятник на могиле Погодина Н.Ф. (1900-1962), ск. А.Кибальников, арх. С.Феоктистов, на Новодевичьем кладбище (8-19-1). Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника.

ПОГОДИН Николай Фёдорович (1900–1962)

 

Драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Родился 3(16).11.1900 в станице Гундоровская, ныне Донецкой области (псевдоним; настоящая фамилия Стукалов). Печатался с 1920. Разъездной корреспондент «Правды» (1922—32). Опубликовал сборники очерков «Кумачовое утро», «Красные ростки» (оба — 1926). События и герои, о которых писал Погодин-журналист, перешли в первые его пьесы. От образа коллективного героя — рабочей массы строителей-сезонников в «Темпе» (1929, пост. 1930) Погодин шёл к созданию индивидуальных характеров: «Поэма о топоре» (1930, пост. 1931), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934) и другие; от репортажной интонации первых пьес — к фабульной остроте «Аристократов» (1934). Пьесы Погодина о тружениках первой пятилетки сыграли важную роль в сближении советского театра с социалистической действительностью, в драматургической и сценической разработке образа современника. Для них характерна свободная архитектоника. Драматическое действие нередко переносится в заводской цех, на строительные площадки и колхозные поля. Трилогия о рождении и первых шагах Советского государства, в центре которой образ Ленина, — «Человек с ружьём» (1937; Государственная премия СССР, 1941, одноименный фильм, 1938), «Кремлёвские куранты» (1940; пост. 1942, новая редакция 1955, пост. 1956), «Третья патетическая» (1958, пост. 1959) — значительное достижение драматургии социалистического реализма (Ленинская премия, 1959). Через судьбы героев показаны движущие силы революции, её преобразующее воздействие на людей; раскрывается многогранная деятельность Ленина. Трилогии свойственно соединение публицистики с лирикой, широты охвата событий с психологической углублённостью в обрисовке действующих лиц. В ряде комедийных произведений Погодина, сценарии фильма «Кубанские казаки» (1950; Государственная премия СССР, 1951) сказалось ослабление конфликтности. Укрупнение социальных масштабов и обострение нравственных коллизий наметилось в комедии «Когда ломаются копья» (1953), драме «Сонет Петрарки» (1956). В 50-е годы Погодин особый интерес проявлял к исследованию нравственного облика, характера советской молодёжи: пьесы «Маленькая студентка» (1958), «Голубая рапсодия» (1961) и другие; роман «Янтарное ожерелье» (1960). Погодин — драматург, публицист и критик — сыграл значительную роль в развитии советского театра. Поддерживал первые опыты драматургов В. С. Розова, А. М. Володина, Л. Г. Зорина. Был главным редактором журнала «Театр» (1951—60). Награждён 2 орденами Ленина, а также медалями. Жил в Лаврушинском переулке, 17. Скончался 19.9.1962 в Москве.

БСЭ

 

Вместе с Н.Ф.Погодиным похоронены:
Погодина Анна Никандровна (1901–1968), жена Н.Погодина;
Лункин Николай Олегович (1965–1998);
Стукалова-Погодина Татьяна Николаевна (1934–2008), дочь Погодиных, жена Н.К.Чуковского (6–25–7).