Памятник на могиле Погодина Н.Ф. (1900–1962), ск. А.Кибальников, арх. С.Феоктистов, на Новодевичьем кладбище (8–19–1). Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника.

ПОГОДИН Николай Фёдорович (1900–1962)

 

Драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Родился 3(16).11.1900 в станице Гундоровская, ныне Донецкой области (псевдоним; настоящая фамилия Стукалов). Печатался с 1920. Разъездной корреспондент «Правды» (1922—32). Опубликовал сборники очерков «Кумачовое утро», «Красные ростки» (оба — 1926). События и герои, о которых писал Погодин-журналист, перешли в первые его пьесы. От образа коллективного героя — рабочей массы строителей-сезонников в «Темпе» (1929, пост. 1930) Погодин шёл к созданию индивидуальных характеров: «Поэма о топоре» (1930, пост. 1931), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934) и другие; от репортажной интонации первых пьес — к фабульной остроте «Аристократов» (1934). Пьесы Погодина о тружениках первой пятилетки сыграли важную роль в сближении советского театра с социалистической действительностью, в драматургической и сценической разработке образа современника. Для них характерна свободная архитектоника. Драматическое действие нередко переносится в заводской цех, на строительные площадки и колхозные поля. Трилогия о рождении и первых шагах Советского государства, в центре которой образ Ленина, — «Человек с ружьём» (1937; Государственная премия СССР, 1941, одноименный фильм, 1938), «Кремлёвские куранты» (1940; пост. 1942, новая редакция 1955, пост. 1956), «Третья патетическая» (1958, пост. 1959) — значительное достижение драматургии социалистического реализма (Ленинская премия, 1959). Через судьбы героев показаны движущие силы революции, её преобразующее воздействие на людей; раскрывается многогранная деятельность Ленина. Трилогии свойственно соединение публицистики с лирикой, широты охвата событий с психологической углублённостью в обрисовке действующих лиц. В ряде комедийных произведений Погодина, сценарии фильма «Кубанские казаки» (1950; Государственная премия СССР, 1951) сказалось ослабление конфликтности. Укрупнение социальных масштабов и обострение нравственных коллизий наметилось в комедии «Когда ломаются копья» (1953), драме «Сонет Петрарки» (1956). В 50-е годы Погодин особый интерес проявлял к исследованию нравственного облика, характера советской молодёжи: пьесы «Маленькая студентка» (1958), «Голубая рапсодия» (1961) и другие; роман «Янтарное ожерелье» (1960). Погодин — драматург, публицист и критик — сыграл значительную роль в развитии советского театра. Поддерживал первые опыты драматургов В. С. Розова, А. М. Володина, Л. Г. Зорина. Был главным редактором журнала «Театр» (1951—60). Награждён 2 орденами Ленина, а также медалями. Жил в Лаврушинском переулке, 17. Скончался 19.9.1962 в Москве.

БСЭ

 

Вместе с Н.Ф.Погодиным похоронены:
Погодина Анна Никандровна (1901–1968), жена Н.Погодина;
Лункин Николай Олегович (1965–1998);
Стукалова-Погодина Татьяна Николаевна (1934–2008), дочь Погодиных, жена Н.К.Чуковского (6–25–7).