Памятник на могиле Россинского Б.И. (1884–1977), на Новодевичьем кладбище (8–28–1).

РОССИНСКИЙ Борис Илиодорович (1884–1977)

 

Один из первых российских пилотов, лётчик-испытатель, изобретатель. Заслуженный пилот-авиатор СССР. Родился 27.4(9.5).1884 в Москве. Член КПСС с 1962. Обучался в Императорском Московском техническом училище, был активным членом Воздухоплавательного кружка, созданного Н. Е. Жуковским. В 1910 был во Франции (город По), где обучался лётному делу и был практикантом на заводе. С 1910 начал выступать с показательными полётами, пропагандируя успехи авиации. С 1912 лётчик-испытатель одного из первых российских авиазаводов «Дукс» (позже Государственный авиационный завод № 1, ММЗ «Знамя Труда», МАПО им. П. В. Дементьева и др.). В годы 1-й мировой войны испытывал по 5–6 самолётов в день. С декабря 1917 по февраль 1918 Россинский — председатель Военно-Революционного комитета по авиации, с марта 1918 — начальник «Летучей лаборатории», научно-исследовательской работой которой руководил Н. Е. Жуковский. 1 мая 1918 показывал фигуры высшего пилотажа на Ходынском поле, после чего имел беседу с В. И. Лениным. В августе — сентябре 1919 на фронтах Гражданской войны в отряде особого назначения, летал на истребителе Ньюпор–XXIV. В 1919 изобрёл авиасмесь для замены дефицитного бензина. В апреле 1920 Россинский совершает перелёт на самолете «Сопвич» с мотором 120 л. с., заправленный смесью Россинского, по маршруту Москва–Нижний Новгород–Казань–Самара и обратно. Впоследствии правительство подарило Россинскому новый самолёт У–2 (По–2), на котором он вёл популяризаторскую и общественно-организационную работу в области авиации. Во время Великой Отечечтвенной войны быд прикомандирован к отряду особого назначения, но на фронт, несмотря на его просьбы, не пустили. Награждён орденом Ленина (1944), другими орденами и медалями. Скончался 23.3.1977 в Москве.

 

Вместе с Б.И.Россинским похоронена Россинская Анфиса Сергеевна (1892–1963), жена Б.Россинского.