Памятник на могиле Туполева А.Н. (1888–1972), ск. Г.Таидзе, арх. Я.Белопольский, на Новодевичьем кладбище (8–46–1). Нажмите левую кнопку мыши, чтобы увидеть фрагмент памятника.

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич (1888–1972)

 

Авиаконструктор. Академик АН СССР (1953; член-корреспондент, 1933). Генерал-полковник-инженер (1968). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Родился 29.10(10.11).1888 в селе Пустомазово Тверской губернии. В 1908 поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где под руководством Н. Е. Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке; участвовал в постройке планёра, на котором совершил свой первый полёт. По окончании училища (1918) вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918—35 заместитель руководителя института. В 1922 сформировал в составе ЦАГИ и возглавил опытное КБ, деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских, боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. В 1922—24 руководил работами по внедрению дуралюмина в самолётостроение; в 1924—25 создал АНТ–2 и АНТ–З — первые советские цельнометаллические самолёты. Использование дуралюмина в конструкции самолётов позволило Туполеву впервые в стране перейти от биплана к свободнонесущему моноплану. Туполевым разработано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых выпускались серийно. На самолётах Туполева завоёвано 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов, в том числе спасение экипажа парохода «Челюскин» на АНТ–4, беспосадочные перелёты в США через Северный полюс экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ–25, высадка научных экспедиции «Северный полюс» во главе с И. Д. Папаниным. В 1937—41 в заключении, в 1955 реабилитирован. Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ–1, ТВ–3, СБ, ТВ–7, МТБ–2, Ту–2) и торпедных катеров Г–4, Г–5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне 1941—45. В послевоенные годы под руководством Туполева разработан ряд военных и гражданских самолётов, в числе которых 1-й советский реактивный бомбардировщик Ту–12 (1947), Ту–16, 1-й реактивный пассажирский самолёт Ту–104 (1954), 1-й турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту–114 (1957), Ту–124, Ту–134, Ту–154. Создал также ряд сверхзвуковых самолётов, в том числе пассажирский Ту–144. Туполев — почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института авиации и космонавтики (1971). В 1958 Туполеву была присуждена золотая медаль им. Жуковского «За лучшую работу по теории авиации». Удостоен также Большой золотой медали ФАИ, премии им. Леонардо да Винчи (Италия), золотой медали основоположников авиации (Франция) и других наград. Член ЦИК 7-го созыва. Депутат Верховного Совета СССР 3—8-го созывов. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972). Награждён 8 орденами Ленина, 6 другими орденами, медалями, а также 2 иностранными орденами. Скончался 23.12.1972 в Москве.

БСЭ

А.Н.Туполеву установлена мемориальная доска на набережной академика Туполева, дом 17.
А.Н.Туполеву установлена мемориальная доска на 2-й Бауманской улице, дом 5 (МГТУ им. Н.Э.Баумана).
А.Н.Туполеву установлена мемориальная доска на улице Радио, дом 22.

 

Муж Ю. Н. Туполевой.