Памятник на могиле Ровенских Б.И. (1912–1980), на Новодевичьем кладбище (9–5–5).

РОВЕНСКИХ Борис Иванович (1912–1980)

 

Режиссёр. Народный артист СССР (27.12.1968). Родился 14(27).6.1914, по другим данным в 1912, в Санкт-Петербурге (настоящая фамилия — Ровенских, сценический псевдоним — Равенских). Член КПСС с 1954. В начале 1930-х годов в ленинградском ТРАМе под руководством М. В. Соколовского, оказавшего на него значительное влияние. С последнего курса Ленинградского техникума сценических искусств (1935) приглашён В. Э. Мейерхольдом в Государственный театр им. Мейерхольда (ассистент режиссёра). В 1938 в московском передвижном Современном театре поставил свой первый спектакль — «Галина» И. В. Штока. В 1940—41 на практике во МХАТе. В 1941—50 режиссёр Студии им. К. С. Станиславского (с 1948 Московский драматический театр им. Станиславского): «В тиши лесов» П. Ф. Нилина (1948), «С любовью не шутят» П. Кальдерона де ла Барки (1949) и др. В 1950 поставил «Свадьбу с приданым» Н. М. Дьяконова в Московском театре сатиры (Государственная премия СССР, 1951). С 1951 в Малом театре. Принципиально новым этапом в постижении творчества Л. Н. Толстого стала его постановка «Власти тьмы» (1956). С 1960 главный режиссёр Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, где отстаивал свой образ синтетического спектакля, построенного на музыке, пластике, широком использовании сценической метафоры, ассоциативных ходов. Тяготел к авторской режиссуре, создавал спектакли-исповеди, спектакли-монологи. Среди наиболее значительных работ: «Поднятая целина» по М. А. Шолохову (1965; Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского, 1967), «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева (1966), «Метель» Л. М. Леонова (1967), «Драматическая песня» Ровенских и М. Л. Анчарова по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь» (1971; Государственная премия СССР, 1972). С 1970 вновь в Малом театре (в 1970—76 главный режиссёр), где создал спектакли, отмеченные глубоким драматизмом, размышлениями о смысле человеческого существования и неизбежности смерти, об ответственности перед другими людьми: «Самый последний день» Б. Л. Васильева (1972), «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (1973), «Русские люди» К. М. Симонова (1975), «Мезозойская история» М. Ибрагимбекова (1976), «Возвращение на круги своя» И. Друцэ (1978) и др. В 1978 поставил в ГАБТе оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Преподавал в ГИТИСе, профессор (1977). Награждён орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Скончался 10.1.1980 в Москве.

БРЭ

Б.И.Ровенских установлена мемориальная доска на Большой Бронной улице, дом 2/6.

 

КИРЮШИНА Галина Александровна (1934–1994)

 

Актриса. Народная артистка РСФСР (4.11.1974). Родилась 8.2.1934. Жена режиссёра Б. И. Ровенских (Равенских). В 1956 окончила Театральное училище им. М.С. Щепкина. С 1 августа 1956 актриса Малого театра. Играла в спектаклях: Марина («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Ольга («Почему улыбались звезды» А. Корнейчука), Эмилия Седли («Ярмарка тщеславия» В. Теккерея), Катерина («Гроза» А. Н. Островского), Маша («Живой труп» Л. Н. Толстого), мисс Грехем и леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда), Глафира («Достигаев и другие» М. Горького), царица Ирина («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого), Мария Николаевна («Русские люди» К. Симонова), Александра Львовна («Возвращение на круги своя» И. Друцэ), Пошлёпкина («Ревизор» Гоголя) и др. Скончалась 9.8.1994 в Москве.