Памятник на могиле Леонова Л.М. (1899-1994), на Новодевичьем кладбище (10-8-14).

ЛЕОНОВ Леонид Максимович (1899–1994)

 

Писатель. Академик АН СССР (1972). Герой Социалистического Труда (1967). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Родился 19(31).5.1899. Сын поэта-самоучки Максима Леоновича Леонова, известного под псевдонимом Максим Горемыка (1872—1929). По окончании 3-й московской гимназии (1918) уехал в Архангельск, куда был сослан его отец. В 1918 мобилизован в Белую армию, в 1920 перешёл в РККА; участвовал в боях на Южном фронте, работал в военной печати. С 1921 жил в Москве. С осени 1929 председатель Всероссийского союза советских писателей. Дебютировал как поэт (1915); печатал очерки об общественной жизни, театральные рецензии. Первые прозаические произведения, отразившие влияние Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, А. М. Ремизова, А. Белого, Е. И. Замятина, Б. А. Пильняка, выдержаны в сказовой манере, в традициях орнаментальной прозы: сказка «Бурыга» (1922), рассказ «Туатамур» (1924) и др. Литературную известность Леонову принёс роман «Барсуки» (1924), в котором крестьянский мятеж против советской власти в начале 1920-х гг. рассматривается в контексте исторического противостояния города и деревни. Успех имел написанный в форме «романа в романе» и проникнутый антимещанским пафосом роман «Вор» (1927, в новой редакции — 1959, дорабатывался до 1990) о московском преступном мире периода НЭПа; в нём заметно воздействие психологической прозы Ф. М. Достоевского. Новый период творчества Леонова ознаменовал роман «Соть» (1930), в котором показаны масштабные картины строительства социализма, освоения природы, ломки «старого» сознания. Проблема отношения интеллигенции к социалистическим преобразованиям 1920—30-х гг. поднята в романе «Скутаревский» (1932). С конца 1920-х гг. выступал и как драматург, преимущественно в жанре социально-психологической драмы: «Унтиловск» (постановка 1928, реж. К. С. Станиславский), «Усмирение Бададошкина» (1929), «Половчанские сады», «Волк» (обе — 1938), «Метель» (1940; 2-я редакция — 1963), «Обыкновенный человек» (1942). Теме героической борьбы советского народа с фашизмом посвящены пьесы «Нашествие» (1942, Государственная премия СССР, 1943; 2-я редакция — 1964), «Лёнушка» (1943). Нравственная проблематика — в центре философской драмы «Золотая карета» (1946; 2-я редакция — 1955; 3-я редакция — 1964). Раздумьями о русском национальном характере и его глубокой связи с родной природой пронизан роман «Русский лес» (1953, Ленинская премия, 1957), развивающий тему противостояния творческого труда и карьеризма. В мистико-философском «романе-наваждении» «Пирамида» (1994) предпринята попытка осмыслить драматичные события российской истории, причину которых Леонов усматривает в отходе русского человека от Бога. Среди других произведений: повесть «Evgenia Ivanovna» (1938, опубликована в 1963) о трагических судьбах русской эмиграции; киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961, экранизация 1975, режиссёр М. А. Швейцер; Государственная премия СССР, 1977) в форме сатирического памфлета; публицистика и литературная критика (сборники «Статьи военных лет», 1946; «В наши годы», 1949; «Литература и время», 1964; «Литературные выступления», 1966). Депутат Верховного Совета СССР 2—7-го созывов. Награждён 6 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, другими орденами и медалями. Скончался 7.8.1994 в Москве.

БРЭ

Л.М.Леонову установлена мемориальная доска на Большой Никитской улице, дом 37.

 

Вместе с Л.М.Леоновым похоронена Леонова Татьяна Михайловна (1903–1979), жена Л.Леонова.