Памятник на могиле Рязанова Э.А. (1927-2015), ск. Важа Микаберидзе (Prasto), на Новодевичьем кладбище (10-1-20). Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника.

РЯЗАНОВ Эльдар Александрович (1927–2015)

 

Кинорежиссёр, драматург. Народный артист СССР (25.7.1984). Родился 18.11.1927 в Самаре. В 1950 окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). Начинал как документалист, в 1950—55 работал режиссёром на ЦСДФ, снимал сюжеты для киножурналов («Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня»). В игровом кино дебютировал музыкальным ревю «Весенние голоса» (с С. Н. Гуровым, 1955). Известность принесла одна из самых успешных отечественных комедий 1950-х гг. — «Карнавальная ночь» (1956). Успехом пользовались комедия положений «Девушка без адреса» (1958) и музыкально-историческая комедия «Гусарская баллада» (1962). В это же время была снята комедия с элементами фантастики и эксцентрики «Человек ниоткуда» (1961). Творческим экспериментом явилась постановка фильма «Дайте жалобную книгу» (1965), где стандартный для тех лет сатирический сценарий снят на чёрно-белой плёнке в максимально реалистичной манере, отчасти приближённой к документальности. В нетипичном для советского кино жанре трагикомедии фильм «Берегись автомобиля» (1966) в форме иронической притчи рассказывал о драме идеалиста, тщетно пытающегося выстроить свою индивидуальную утопию на базе нравственных постулатов советской системы. Прощанием с надеждами и иллюзиями 1960-х гг. стали трагикомедии «Зигзаг удачи» (1968) и «Старики-разбойники» (1971). Опыт в жанре чисто эксцентрической комедии с погонями и трюками — «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). Лирический и сатирические интонации органично соединились в фильмах «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975, Государственная премия СССР, 1977) и «Служебный роман» (1977, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1979), а особую атмосферу им придало использование музыки и песен-монологов, сопровождающих действие по принципу внутреннего контрапункта. Широкий резонанс вызвали фильмы «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982), телефильм «О бедном гусаре замолвите слово» (1980). В 1984 снял фильм «Жестокий романс» — экранизацию пьесы «Бесприданница» А. Н. Островского. Сатирическая трагикомедия «Забытая мелодия для флейты» (1987) повествует о драме человека, загубившего свой талант музыканта ради чиновничьей карьеры, а ироническая притча «Небеса обетованные» (1991) — о драме интеллигенции во времена перестройки. Среди других фильмов: «Предсказание» (1993), «День в семье президента» (документальный телефильм, 1993), «Привет, дуралеи!» (1996), «Старые клячи» и «Тихие омуты» (оба 2000), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006). В 1987 снял документальный фильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Автор и режиссёр более 200 телепрограмм. В 1979—85 ведущий телепередачи «Кинопанорама». С 2002 президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». В 2005 основал в Москве киноклуб «Эльдар». Автор и соавтор сценариев фильмов, а также текстов песен ко многим из них. Автор пьес (совместно с Брагинским) «С лёгким паром» (1969), «Сослуживцы» (1972), «Родственники» (1973). Снимался в эпизодах. Лауреат премии «Ника» за лучшую режиссёрскую работу и в номинации «Честь и достоинство». Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й и 3-й степеней, медалями, французским орденом Почётного легиона. Скончался 30.11.2015 в Москве.

 

Сын С. М. Рязановой ([54]–4–3), во втором браке муж Н. Г. Скуйбиной-Рязановой.