Памятник на могиле Рязанова Э.А. (1927–2015), ск. Важа Микаберидзе (Prasto), на Новодевичьем кладбище (10–1–20). Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника.

РЯЗАНОВ Эльдар Александрович (1927–2015)

 

Кинорежиссёр, драматург. Народный артист СССР (25.7.1984). Родился 18.11.1927 в Самаре. В 1950 окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). Начинал как документалист, в 1950—55 работал режиссёром на ЦСДФ, снимал сюжеты для киножурналов («Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня»). В игровом кино дебютировал музыкальным ревю «Весенние голоса» (с С. Н. Гуровым, 1955). Известность принесла одна из самых успешных отечественных комедий 1950-х гг. — «Карнавальная ночь» (1956). Успехом пользовались комедия положений «Девушка без адреса» (1958) и музыкально-историческая комедия «Гусарская баллада» (1962). В это же время была снята комедия с элементами фантастики и эксцентрики «Человек ниоткуда» (1961). Творческим экспериментом явилась постановка фильма «Дайте жалобную книгу» (1965), где стандартный для тех лет сатирический сценарий снят на чёрно-белой плёнке в максимально реалистичной манере, отчасти приближённой к документальности. В нетипичном для советского кино жанре трагикомедии фильм «Берегись автомобиля» (1966) в форме иронической притчи рассказывал о драме идеалиста, тщетно пытающегося выстроить свою индивидуальную утопию на базе нравственных постулатов советской системы. Прощанием с надеждами и иллюзиями 1960-х гг. стали трагикомедии «Зигзаг удачи» (1968) и «Старики-разбойники» (1971). Опыт в жанре чисто эксцентрической комедии с погонями и трюками — «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). Лирический и сатирические интонации органично соединились в фильмах «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975, Государственная премия СССР, 1977) и «Служебный роман» (1977, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1979), а особую атмосферу им придало использование музыки и песен-монологов, сопровождающих действие по принципу внутреннего контрапункта. Широкий резонанс вызвали фильмы «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982), телефильм «О бедном гусаре замолвите слово» (1980). В 1984 снял фильм «Жестокий романс» — экранизацию пьесы «Бесприданница» А. Н. Островского. Сатирическая трагикомедия «Забытая мелодия для флейты» (1987) повествует о драме человека, загубившего свой талант музыканта ради чиновничьей карьеры, а ироническая притча «Небеса обетованные» (1991) — о драме интеллигенции во времена перестройки. Среди других фильмов: «Предсказание» (1993), «День в семье президента» (документальный телефильм, 1993), «Привет, дуралеи!» (1996), «Старые клячи» и «Тихие омуты» (оба 2000), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006). В 1987 снял документальный фильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Автор и режиссёр более 200 телепрограмм. В 1979—85 ведущий телепередачи «Кинопанорама». С 2002 президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». В 2005 основал в Москве киноклуб «Эльдар». Автор и соавтор сценариев фильмов, а также текстов песен ко многим из них. Автор пьес (совместно с Брагинским) «С лёгким паром» (1969), «Сослуживцы» (1972), «Родственники» (1973). Снимался в эпизодах. Лауреат премии «Ника» за лучшую режиссёрскую работу и в номинации «Честь и достоинство». Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й и 3-й степеней, медалями, французским орденом Почётного легиона. Скончался 30.11.2015 в Москве.

 

Сын С. М. Рязановой ([54]–4–3), во втором браке муж Н. Г. Скуйбиной-Рязановой.