Памятник на могиле Шнитке А.Г. (1934-1998), ск. Ю.Мираков, на Новодевичьем кладбище (10-4-20).

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич (1934–1998)

 

Композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Родился 24.11.1934 в Энгельсе, АССР немцев Поволжья, ныне Саратовская область, в семье журналистов и переводчиков. В 1946—48 жил с семьей в Вене, где его отец работал в немецкой газете «Österreichische Zeitung». Там Шнитке получил первые музыкальные впечатления, стал брать уроки на фортепиано и начал сочинять. Это время оставило глубокий след в его творчестве (квазицитаты в духе И. Брамса, А. Брукнера, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта). С 1948 жил в Подмосковье (посёлок Валентиновка), затем – в Москве. В 1953 окончил Музыкальное училище им. Октябрьской Революции (теперь Музыкальный колледж им. Шнитке в системе Московского государственного института музыки им. Шнитке). В 1958 окончил Московскую консерваторию, а в 1961 и аспирантуру при ней. Ученик по композиции Е. К. Голубева. В творческом пути Шнитке можно выделить несколько этапов. Первый — это период становления индивидуального стиля (конец 1950-х — оратория «Нагасаки», кантата «Песни войны и мира», 1-й концерт для скрипки с оркестром и др.). Далее последовал период освоения новых техник, так называемый «авангардный» период (1960-е — Музыка для фортепиано и камерного оркестра, 1-я соната для скрипки и фортепиано, 2-й концерт для скрипки с оркестром и др.). Увлечение музыкой современных западноевропейских композиторов, изучение их творчества приводят к существенным изменениям в стилистике и музыкальном языке Шнитке. В дальнейшем Шнитке разочаровался в авангарде: строгое ограничение и регламентация средств уже не устраивали его. Необходимо было обновление, обострение и расширение диапазона контрастов. В это время, как и в дальнейшем, на протяжении почти всего своего творческого пути, Шнитке писал музыку к кинофильмам — «Похождения зубного врача» (1965, режиссёр Э. Г. Климов), «Комиссар» (1967, режиссёр А. Я. Аскольдов), «Дядя Ваня» (1970, режиссёр А. С. Кончаловский), «Белорусский вокзал» (1970, режиссёр А. С. Смирнов), «Агония» (выход на экраны 1981, режиссёр Климов), «Как царь Пётр арапа женил» (1976, режиссёр А. Н. Митта), «Маленькие трагедии» (1979, режисёр М. А. Швейцер), «Сказка странствий» (1983, режиссёр Митта), «Прощание» (1981, режиссёры Климов и Л. Е. Шепитько) и др. Идея соединения двух субкультур занимала его. На решение этой задачи Шнитке натолкнул мультфильм А. Ю. Хржановского (с которым он много работал) «Стеклянная гармоника» (1968), в нём соединены персонажи изобразительного искусства разных эпох. Так родилась идея полистилистики, которую Шнитке разработал теоретически и (наряду с другими композиторами) воплотил в музыке. Достоинства нового метода, как считал Шнитке, — «расширение круга выразительных средств, интеграция “низкого” и “высокого” стилей, “банального” и “изысканного”, то есть более широкий музыкальный мир и общая демократизация стиля». В 1961—72 Шнитке преподавал в Московской консерватории (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция). Шнитке обладал большим воздействием на своих учеников. Его занятия не ограничивались передачей специальных знаний. В его классе постоянно устраивались прослушивания современной музыки — зарубежной и отечественной, — что вызывало большой интерес студентов и аспирантов. Увлечение полистилистикой (конец 1960-х—1-я половина 1970-х — 2-я соната для скрипки и фортепиано, Серенада для скрипки, кларнета, контрабаса, фортепиано и ударных, 1-я симфония, Concerto grosso № 1 и др.) в дальнейшем сменяется вырастающим из нее «синтезом стилей». В середине 1970-х в музыку Шнитке приходит «новая простота», наступает период «тихой», медитативной музыки (Реквием на канонический латинский текст, 1975; Фортепианный квинтет, 1972—76; Гимны, 1974—79). Это было время интенсивных духовных поисков, которое сам композитор обозначил как «богоискательство». В его творчестве этих лет соединяются католические (Реквием, Вторая симфония, в которой использованы григорианские хоралы) и православные религиозные традиции (2 хоровых концерта на стихи Г. Нарекаци, 1984—85; «Стихи покаянные» на тексты XVI века, 1987; 3 хора на тексты русской православной службы, 1984). Конец 1970-х—1980-е — чрезвычайно насыщенный период творчества Шнитке, когда он создаёт произведения в разных жанрах – Вторая, Третья и Четвертая симфонии (1979, 1981, 1984), Третий и Четвертый скрипичные концерты (1978, 1984), Альтовый и Первый виолончельный концерты (1985—86), кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983), Concerti grossi (1977, 1981—82, 1985 и т. д.) и др. Несмотря на значительную творческую эволюцию константной чертой поэтики Шнитке является взаимодействие музыкальной стилистики прошлого и современности, диалог эпох и стилей. В его музыкальном языке сочетаются экспериментальные поиски нового и опора на глубинную традицию, острая экспрессивность звучания и неоромантические лексемы. Шнитке тесно связан как с русской (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский), так и с немецкой культурой, он воплотил в своём творчестве важнейшие черты русского и немецкого менталитета — высокую духовность, философичность, мятежность, сложный эмоциональный мир. Блестящее знание мировой литературы, любовь к ней, тесная связь с театром послужили толчком для создания музыки к спектаклям — до последних лет жизни Шнитке много писал для Театра им. Моссовета и Театра на Таганке. Особенно тесное и плодотворное было сотрудничество Шнитке с режиссёром Ю. П. Любимовым. Тяготение к театру в эти годы проявилось также в сочинении ряда балетов («Эскизы»; хореографическая фантазия на темы Гоголя, переработка музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка», 1985; «Пер Гюнт», либретто Дж. Ноймайера по драме Г. Ибсена, 1986). Близость к литературе, склонность к размышлениям и обобщениям проявились в различных литературных текстах — статьях, в особенности о музыке ХХ века, беседах и диалогах о своём творчестве и о своих современниках, многочисленные интервью. В 1988—90 прошёл ряд фестивалей, посвящённых творчеству Шнитке,  — в Берлине, Гетеборге, Горьком, Лондоне, Мальме, Стокгольме. В конце 1980-х Шнитке много бывал за границей, с 1989 вёл класс композиции в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге, в 1991 переехал в Германию (Гамбург). в Берлине, Гетеборге, Горьком, Лондоне, Мальме, Стокгольме. Шнитке — автор более 200 произведений в самых различных жанрах. В Москве, на базе Московского государственного института музыки им. Шнитке создан «Шнитке-центр», цель которого — изучение и пропаганда творческого наследия Шнитке (там же находится музей Шнитке). Аналогичный центр существует в Саратове. Государственная премия РСФСР им. Н. К. Крупской (1986). Государственная премия РФ (1995). В 1950-х жил на улице Вавилова, 48; с 1961 — на улице Дмитрия Ульянова, 4, корпус 2. Скончалась 3.8.1998 в Гамбурге, Германия.

Московская энциклопедия. Лица Москвы

А.Г.Шнитке установлена мемориальная доска на улице Дмитрия Ульянова, дом 4, корпус 2.