Памятник на могиле Яковлева А.С. (1906–1989), ск. М.Аникушин, на Новодевичьем кладбище (11–1–7).

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич (1906–1989)

 

Авиаконструктор. Академик АН СССР (1976, член-корреспондент 1943). Генерал-полковник авиации (инженерно-авиационной службы, 1946). Дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Родился 19.3(1.4).1906 в Москве. Член КПСС с 1938. В 20-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил планёр АВФ-10, отмеченный на Всесоюзных соревнованиях, в 1927 — лёгкий самолёт АИР–1. С 1924 моторист, с 1927 слушатель Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского; одновременно конструировал лёгкие самолёты. По окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в 1932 сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935 главный, с 1956 по 1984 генеральный конструктор, в 1940—46 одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. В 1932 сконструировал серийный самолёт местной связи АИР–6 и скоростной почтовый АИР–7, в 1935—36 — массовые учебные самолёты УТ–2 и УТ–1, в 1939 — бомбардировщик ББ–22 (скорость 567 км/ч), в 1940—43 основные истребители Великой Отечественной войны Як–1, Як–7, Як–9, Як–З, которые составили две трети советской истребительной авиации (36 тысяч экземпляров). В 1944 на Як–3 достигнута скорость 745 км/ч — наибольшая для советских поршневых самолётов. Яковлев — один из первых создателей реактивной авиации. Под его руководством разработаны серийные боевые самолёты: Як–15 — 1-й советский реактивный истребитель, принятый на вооружение (1946); Як–25 — 1-й всепогодный перехватчик (1952); Як–28 — 1-й советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (1958); 1-й советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як–36 (1967); десантный планёр Як–14; вертолёт Як–24; учебные самолёты Як–11 и Як–18 для ВВС и аэроклубов и Як–18Т для Аэрофлота; многоцелевой Як–12; спортивные Як–18П, Як–18ПМ, Як–50, на которых были установлены рекорды мира и Европы по высшему пилотажу (всего на самолётах конструкции Яковлева было установлено 45 мировых рекордов); реактивные пассажирские Як–40 и Як–42. Под руководством Яковлева создано около 200 типов самолётов, на которых установлено более 80 рекордов. Яковлев создал школу проектирования, для которой характерна широта творческого диапазона — самолёты боевые, пассажирские и учебно-спортивные. Депутат Верховного Совета СССР 2—11-го созывов. Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Награждён 10 орденами Ленина, 8 другими орденами, медалями, французским орденом Почётного легиона и Офицерского креста, Большой золотой медалью ФАИ. Скончался 22.8.1989 в Москве.

 

А.С.Яковлеву установлена мемориальная доска на Ленинградском проспекте, дом 69–71.
А.С.Яковлеву установлен памятник на Ленинградском проспекте (парк Авиаторов/Чапаевский).