Памятник на могиле Писемского А.Ф. (1820–1881), в Новодевичьем монастыре. Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника.

ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович (1820–1881)

 

Писатель. Родился 10(22).3.1820 (по другим сведениям 11(23).3.1821) в селе Раменье Чухломского уезда Костромской губернии. Из старинного, но оскудевшего дворянского рода. В 1840—44 учился на математическом отделении философского факультета Московского университета. С 1845 (с перерывами) на государственной службе в Костроме, Москве, Санкт-Петербурге; в 1872 вышел в отставку в чине надворного советника. В 1857—63 редактировал журнал «Библиотека для чтения» (до 1860 совместно с А. В. Дружининым). Дебютировал в печати в 1848 (рассказ «Нина», с сокращениями). Роман «Боярщина» (первоначальное название «Виновата ли она?») о положении женщины в обществе, написанный в духе натуральной школы в 1846 и отданный в журнал «Отечественные записки», был запрещён цензурой и вышел только в 1858. Испытал влияние творчества Н. В. Гоголя, восприняв однако лишь его обличительный пафос. В центре внимания Писемского — быт и нравы русской провинции в её неприглядной повседневности. Успех принесла повесть «Тюфяк» (1850), раскрывающая глубокую драму жизни ничем не примечательных людей, в которой проявились характерные для всего дальнейшего творчества Писемского беспощадная трезвость тона и ориентация исключительно на здравый смысл. Презрением к подлости нравов образованного сословия отмечены повести из жизни провинциального чиновничества и дворянства: «Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына. Брак по страсти» (1851), «M-r Батманов» (1852), «Фанфарон» (1854) и др.; комедии «Ипохондрик» (1852), «Раздел» (1853, пост. в 1874). Галерея колоритных народных характеров, увиденных беспристрастным взглядом, чуждым идеализации, сентиментальности и дидактизма (типичных для произведений о крестьянстве современников Писемского), создана в рассказах «Питерщик» (1852), «Леший» (1853), «Плотничья артель» (1855) (вошли в сборник «Очерки из крестьянского быта», 1856), а также в повестях «Старая барыня» (1857), «Старческий грех», рассказе «Батька» (оба произведения 1861). Главное произведение Писемского — роман «Тысяча душ» (1858) о практицизме, подавляющем в человеке его лучшие душевные качества. Неверием в эффективность крестьянской реформы и преобразовательного устремления демократически настроенной интеллигенции проникнут антинигилистический роман «Взбаламученное море» (1863) — первый образец жанра. Из драматургических произведений Писемского наибольшую известность снискала драма из народной жизни «Горькая судьбина» (1859, пост. в 1863). Популярностью пользовались также антикапиталистические пьесы «Ваал», «Подкопы» («Хищники», обе 1873), «Просвещённое время» (1875), «Финансовый гений» (1876). Для близких эстетике натурализма, пронизанных скепсисом и иронией произведений Писемского характерны занимательность и динамичность повествования, живость диалогов и верность в передаче простонародной речи. Среди других произведений: исторические драмы «Самоуправцы» (1865, опубл. в 1867), «Поручик Гладков» (1867), «Милославские и Нарышкины» (опубл. в 1886); романы «Богатый жених» (1851—52), «Люди сороковых годов» (1869), «В водовороте» (1871), «Мещане» (1877), «Масоны» (1880); цикл рассказов «Русские лгуны» (1865); путевые очерки; фельетоны; литературная критика. Скончался 21.1(2.2).1881 в Москве.

БРЭ

 

Вместе с А.Ф.Писемским похоронена Писемская Екатерина Павловна, урожд. Свиньина (1830–1891), жена А.Писемского.