Надгробие на могиле Григоровича Д.П. (1883-1938), на Новодевичьем кладбище (3-63-10).

ГРИГОРОВЧ Дмитрий Павлович (1883-1938)

Один из пионеров Отечественного самолётостроения. Окончил Киевский политехнический институт (1909). В годы учёбы в институте предпринял первые попытки постройки лёгких спортивных самолётов. С 1911 издавал в Петербурге журнал «Вестник воздухоплавания». В 1913 поступил на завод «Первого Российского товарищества воздухоплавания Щетинин и К°», а в середине 1917 основал собственный небольшой завод, который был национализирован в марте 1918. В период 1913-1918 построил серию гидросамолётов от М-1 до М-20, наиболее удачными из которых были летающие лодки М-5 и М-9, составившие основу формирования парка Отечественной гидроавиации. К конструкторской деятельности вернулся в 1922, работал на авиационных заводах, в конструкторских организациях (отделе морского опытного самолётостроения, Центральном КБ) и в 1923—1938 создал ряд самолетов морского и наземного базирования, в том числе летающую лодку М-24, первый советский истребитель, принятый на вооружение (И-2бис), пушечные истребители И-Z и ИП-1. Был необоснованно репрессирован и в 1928-1931 находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-39 ОГПУ, где были созданы истребители И-Z и (совместно с Н. Н. Поликарповым) И-5. Всего Григоровичем создано 80 самолётов различных типов. Под его руководством работали С. П. Королёв, С. А. Лавочкин, Н. И. Камов, Г. М. Бериев, И. В. Четвериков, В. Б. Шавров, Н. К. Скржинский, М. К. Тихонравов, ставшие впоследствии известными конструкторами авиационной и ракетно-космической техники. После основания Московского авиационного института возглавил кафедру конструкции самолётов.

Авиация: Энциклопедия. Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1994

Сайт управляется системой uCoz