МАШКОВСКИЙ Степан Филиппович (1911-1958)

Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (11.09.1941), летчик-испытатель 1-го класса, полковник (1951). В Красной армии с 1936. В 1937 окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в Ленинградском военном округе на должностях командира звена, штурмана авиаэскадрильи. В июле-сентябре 1939 - адъютант авиаэскадрильи 56-го истребительного авиационного полка, участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Совершил 120 боевых вылетов на истребителе И-16, лично сбил лично 3 самолёта противника и 1 в группе. После боёв на Халхин-Гола продолжал службу на должности командира авиаэскадрильи в Забайкальском военном округе. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 в должности командира авиаэскадрильи 184-го истребительного авиационного полка. Сражался на Западном, Центральном и Брянском фронтах. За первый месяц боёв совершил 64 боевых вылета, сбил лично 2 и в группе 4 самолёта противника. 1 августа 1941 совершил воздушный таран, после которого благополучно посадил свой И-16 на аэродром. Затем назначен помощником командира 32-го истребительного авиационного полка (43-я истребительная авиадивизия, Западный фронт). В декабре 1941 был тяжело ранен и до октября 1942 находился в госпитале. После излечения назначен командиром авиаэскадрильи 180-го (с ноября 1942 года - 30-го гвардейского) истребительного авиационного полка (1-я воздушная армия, Западный фронт), в составе которого воевал до марта 1943 года. Всего за годы войны совершил 280 боевых вылетов на истребителе И-16, «Харрикейн» и Р-39 «Аэрокобра», провёл 72 воздушных боя, в которых сбил лично 14 и в группе 17 самолётов противника. С марта 1943 - на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте. Поднял в небо и провёл испытания истребителей Ла-156 (в 1947 году), Ла-150Ф (в 1947-1948 годах), Ла-200 (в 1949-1950 годах). 10 апреля 1947 года впервые в стране на самолёте Ла-156 выполнил взлёт и полёт с включением форсажа. Провёл испытания самолётов: Р-47 «Тандерболт» (1944), Ли-2 с моторами АШ-82ФН (1944-1945), Ту-4 (1948); испытания: двигателей: ТВ-2 (на Ту-4ЛЛ, 1951), АЛ-7Ф (на Ту-4ЛЛ, 1955), АМ-3М (на Ту-16, 1955). Участвовал в испытаниях Пе-2И, МиГ-8 «Утка», Ла-152, Ла-160, Ла-174ТК, Ту-16, в испытаниях по заправке истребителя МиГ-19 от Ту-16. В 1947-1949 годах с самолётов Пе-2 и МиГ-9УТИ, пилотируемых С.Ф.Машковским, были выполнены первые в стране катапультирования (парашютист-испытатель Г.А.Кондрашов). В 1954 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей, с 1952 года обучался в Московском авиационном институте. Погиб 18 марта 1958 года в испытательном полёте на стратегическом бомбардировщике М-4. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, а также медалями.

warheroes.ru

***

Автор памятника на могиле С.Ф.Машковского - скульптор А.Елецкий.

Вместе с С.Ф.Машковским похоронены: Машковская Клавдия Николаевна (1919-1993), жена С.Ф.Машковского; Машковский Анатолий Степанович  (1943-1994).

Сайт управляется системой uCoz