МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893–1930)
Поэт, драматург, живописец, график. Родился 7(19).7.1893 в селе
Багдади Кутаисской губернии. Сын обедневшего дворянина, служившего
лесничим. После смерти отца семья Маяковского переехала в Москву
(1906). В начале 1908 вступил в РСДРП(б), вёл агитацию среди
рабочих; в 1908—09 трижды подвергался аресту, провёл 11 месяцев в
Бутырской тюрьме, где в 1909 написал много стихов, отобранных у
Маяковского по выходе на свободу. Именно 1909 Маяковский считал
началом своей поэтической деятельности. В 1910 занимался живописью у
С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911—14 учился в МУЖВЗ, где
сблизился с Д. Д. Бурлюком (оба были отчислены за публичные
выступления) и В. Н. Чекрыгиным. С 1912 принимал активное участие в
леворадикальных модернистских выставках и диспутах «Бубнового
валета» и «Союза молодёжи», скандальных акциях футуристов. Критика
отмечала его «Самопортрет», составленный из цилиндра, перчаток и
трости, и кубистическое полотно «Рулетка» с наклеенными картами (оба
1915, Музей В. В. Маяковского, Москва). Первые стихи напечатал в
декабре 1912 в альманахе «Пощёчина общественному вкусу» (декабрь
1912; «Ночь», «Утро»); там же был опубликован одноименный манифест
«Гилеи», подписанный Маяковским совместно с Д. Д. Бурлюком, В.
Хлебниковым и А. Е. Кручёных (отдельное издание — 1913),
провозглашавший разрыв с традициями русской классической литературы
и словотворчество, адекватное эпохе технических новшеств. В мае 1913
вышел отдельным изданием цикл стихотворений «Я» — первая книга
Маяковского (принял участие также в её оформлении). Выступил
режиссёром и исполнителем главной роли в постановке собственной
трагедии «Владимир Маяковский» (в декабре 1913 в петербургском
театре «Луна-парк»; декорации П. Н. Филонова, И. С. Школьника; издан
в 1914), в которой выразилось эклектичное мировоззрение Маяковского,
сочетавшее элементы православия и христианских ересей, идеи
богостроительства и человекобожия, ветхозаветное мессианство,
«утопию времени» Хлебникова и стихийно-романтически воспринятый
марксизм. Уже ранние стихотворения, отразившие интерес Маяковского к
гиперболическим образам поэзии У. Уитмена, демонстративному
антиэстетизму и эпатажному кощунствованию французских «проклятых
поэтов» (Ш. Бодлер, Т. Корбьер, А. Рембо), отмечены предельной
обнажённостью чувства, откровенной автобиографичностью, прямым
обращением к аудитории как оппоненту, утверждением права художника
на метафорическое преображение действительности: «Мы», «Нате!» (оба
1913), «Послушайте!» (1914) и др. Декларировав размежевание с
эстетикой русского символизма, Маяковский до 1914 находился под
влиянием А. Белого. Продолжая его эксперименты в области поэтики,
Маяковский усиливал интонационную акцентированность и
декламационность стиха (разбивка «в столбик» — по интонационным
отрезкам; «лесенка» Маяковского — разбивка стиха на интонационные
отрезки с внутренней рифмовкой — появится позже, с 1923), что
соответствовало установке футуристов на произносимое слово. В ноябре
— декабре 1914 вёл отдел литературной критики в газете «Новь». В
1915—19 жил в Петрограде; посещал художественно-артистическое кабаре
«Бродячая собака», сотрудничал в литературно-художественном журнале
«Новый Сатирикон», газете «Новая жизнь». Летом 1915 познакомился с
О. М. и Л. Ю. Бриками, ставшими спутниками всей его жизни. Любовь к
Л. Ю. Брик — источник многих стихотворений и поэм Маяковского. В
1912—17 стихи Мачковского, подвергавшиеся в печати значительным
цензурным сокращениям, бытовали преимущественно в устной форме,
благодаря выступлениям поэта; для массовой аудитории Маяковский «был
уличным происшествием» (Ю. Н. Тынянов. «О Маяковском. Памяти поэта»,
1930). Начавшаяся 1-я мировая война вызвала у Маяковского подъём
мощного патриотического чувства [стихотворения «Война объявлена»,
«Мама и убитый немцами вечер» (оба 1914), «Я и Наполеон», 1915], на
смену которому вскоре пришло восприятие войны как величайшего
преступления против человека (стихотворение «Вам!», 1915).
Антибуржуазным протестом проникнут цикл сатирических гимнов 1915
(«Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн обеду»). В 1915 опубликована
первая поэма Маяковского — «Облако в штанах», где на первый план
выходит тема бунта лирического героя против мироздания и его творца.
В 1916 появляется первая книга «избранного» Маяковского — сборник
«Простое как мычание», а также шедевр его любовной лирики — поэма
«Флейта-позвоночник», в которой впервые возникает мотив
самоубийства, ставший впоследствии постоянным. Богоборчество и
утопический антропоцентризм Маяковского достигают апогея в поэмах
«Война и мир» (отдельное издание — 1917) и «Человек» (отдельное
издание — 1918). После Февральской и Октябрьской революций 1917
определяющими для творчества Маяковского становятся пафос
романтического насилия над временем и историей, противопоставление
нетерпеливо ожидаемого либо созидаемого с нуля будущего —
враждебному, «мещанскому» прошлому [стихотворения «Левый марш»,
«Приказ по армии искусств» (оба 1918); пьеса «Мистерия-буфф»
(поставлена в 1918, 2-я редакция — в 1921, обе — режиссёр В. Э.
Мейерхольд)]. Для творчества Маяковского 1920-х гг. характерна
оптимистичная тональность, соответствовавшая эмоциональному подъёму
поэта, устремившегося вместе со своим народом к построению общества
социальной справедливости: поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923),
«Владимир Ильич Ленин» (1924; отдельное издание — 1925), «Хорошо!»
(отдельное издание — 1927) и др. Своё участие в строительстве «новой
жизни» Маяковский видел в приближении стиха к «потребителю
искусства»; отсюда жанровое разнообразие его творчества: сценарии и
кинороли (в фильмах «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган»,
«Закованная фильмой», все — 1918), агитплакаты («Окна РОСТА»,
1919—22) в форме частушек с рисунками, рекламные стихи, лозунги для
оформления улиц. Выполненная Маяковским торговая реклама «Нигде
кроме как в Моссельпроме» была удостоена серебряной медали на
Международной выставке современных декоративных искусств и
промышленности в Париже (1925). Организатор (декабрь 1922) и
руководитель объединения «Левый фронт искусств». В 1923—25
возглавлял журнал футуристов «ЛЕФ». С 1923 часто выезжал с
выступлениями по городам СССР и за рубеж (Латвия, Германия, Франция,
Польша, Чехословакия). Впечатления от посещения США в 1925 нашли
отражение в цикле «Стихи об Америке» (в т. ч. «Бродвей»,
«Бруклинский мост», оба 1925, и др.) и книжных очерков «Моё открытие
Америки» (1925), где создан иронический образ Америки как страны
мещанства и обывательщины, ассоциировавшихся Маяковским с
отвергаемым прошлым. Со 2-й половины 1920-х гг. в творчестве
Маяковского преобладают сатирические произведения. В
комедиях-антиутопиях «Клоп» (1928, поставлена в 1929) и «Баня»
(1929, поставлена в 1930; обе — режиссёр В. Э. Мейерхольд) мечта о
прекрасном будущем отягощена опасениями за душу отдельного человека.
Размышления Маяковского о творчестве выразились в поэме «Во весь
голос» (1930), где поэт добровольно отрекается от своего лирического
«я» во имя дела революции, в статьях о литературе («Как делать
стихи», 1926), автобиографической повести «Я сам» (1922, 2-я
редакция — 1928; экранизирована в 1958). Ушёл из жизни 14.4.1930 в
Москве. Прах перенесён в 1952 из колумбария Донского кладбища.
БРЭ
В.В.Маяковскому установлена
мемориальная доска на улице Красная Пресня, дом 36.
В.В.Маяковскому установлен памятник на Триумфальной площади (площадь
Маяковского).
В.В.Маяковскому установлен памятник на Мясницкой улице.
В.В.Маяковскому установлен
памятник
в вестибюле станции метро «Маяковская».
Вместе с В.В.Маяковским похоронены:
Маяковская Ольга Владимировна
(1890–1949),служащая Главпочтамта, технический секретарь редакции
журнала «Леф», сотрудник правления Союза архитекторов;
Маяковская Александра Алексеевна,
урожд. Павленко (1867–1954), мать Л., О. и В. Маяковских;
Маяковская Людмила Владимировна
(1884–1972), художник, литератор, заслуженный работник культуры
РСФСР.