ГОЛОСОВ Илья Александрович (1883–1945)
Архитектор. Родился 19(31).7.1883 в Москве. Брат
П. А. Голосова.
Учился в Москве — в СХПУ (1898—1906) и Московском училище живописи,
ваяния и зодчества (1907—12), в Петербургской АХ (1912—15). В ранний
период создавал проекты в стиле неоклассицизма (дом Габричевской в
Москве, 1914, совместно с братом) и неорусском стиле (особняк Зимина
в городе Киржач). Во время 1-й мировой войны служил в армии,
проектировал сооружения для тыловых частей. После демобилизации
создавал проекты в формах упрощённой классики (проект крематория для
Москвы, 1919, и др.). Член Объединения современных архитекторов (с
1925), член редколлегии журнала «Современная архитектура». В поисках
современной архитектурной композиции в начале 1920-х гг. уделял
основное внимание закономерностям построения крупной формы,
определяя взаимодействие частей «линиями тяготения». Для его
экспериментальных работ этого периода характерны динамичные сдвиги
объёмов, спираль как лейтмотив композиции: обсерватория (1921),
Останкинское коннозаводство (1922) и Дворец труда в Москве (1923).
Со 2-й половины 1920-х гг. разрабатывал эстетику конструктивизма.
Использовал контрасты ярко окрашенных плоскостей, сочетание стекла и
металлических решётчатых форм, взаимодействие цилиндрических и
кубических форм, пластическая выразительность объёмов. Основные
проекты: зданий «Аркос» и московского отделения газеты
«Ленинградская правда» (оба 1924), Дома текстиля (1925, совместно с
Б. Я. Улиничем), Электробанка (1926; все — в Москве), Дворца труда в
Ростове-на-Дону (1925) и Дворца культуры в Сталинграде (ныне
Волгоград, 1928). В формах архитектурного авангарда построены Клуб
им. Зуева в Москве (1927—29), Дом Советов в Хабаровске (1928—30),
Дом правительства в Элисте (1928—32), жилой комплекс в
Иваново-Вознесенске (1930—32). В 1930-е гг. руководил мастерской № 4
Моссовета. Сформулированные ранее принципы построения крупной формы
воплотил в классицистических по композиции жилых домах на Яузском
бульваре и на Долгоруковской улице (оба 1934—36), здании Высшей
профсоюзной школы (1938; все — в Москве), жилом доме Горьковского
автозавода (1936), в конкурсных проектах Дворца Советов (1932),
здания ТАСС (1934), Дома книги в Москве (1934—35) и др. С 1919
преподавал в Москве — в Свободных художественных мастерских —
Вхутемасе-Вхутеине (где с К. С. Мельниковым организовал отделение
«Новая академия»), в Политехническом институте, МАрхИ. Скончался
29.1.1945 в Москве.
БРЭ