ГОЛЬЦ Георгий Павлович (1893–1946)
Архитектор, график, театральный художник. Действительный член
Академии архитектуры СССР (1939). Родился 22.2(6.3).1893 в Болшево,
ныне часть города Королёв Московской области. Занимался живописью у
П. И. Келина, учился в МУЖВЗ (1913—14) у С. В. Ноаковского, Д. Н.
Кардовского и Л. М. Браиловского, в СХУМ — Вхутемасе (1918, 1920—22)
у Н. А. Ладовского и В. А. Фаворского. В 1924 совершил поездку в
Италию. Член Объединения современных архитекторов (с 1925).
Сотрудничал с А. В. Щусевым и И. В. Жолтовским. Конструктивистские
проекты Гольца отличаются классическим пониманием композиции (банк в
Новосибирске, 1925, совместно с А. В. Швидковским; прядильная
фабрика в Ивантеевке, 1929, совместно с М. П. Парусниковым и И. Н.
Соболевым, и др.), симметрией фасада (Госбанк в Минске, 1927),
использованием мотивов архитектуры итальянского Возрождения
(котельная КиевГРЭС, 1929, оба — совместно с Парусниковым). Сочетая
черты конструктивизма и классики, Гольц создавал произведения,
близкие ар деко (в т. ч. проект диорамы и водной станции в ЦПКиО им.
М. Горького в Москве, 1932, совместно с др.). С 1933 работал в
мастерских Моссовета над проектами реконструкции Москвы: набережные
Москвы-реки (1935—37), Устьинский мост (1937—39, с соавторами), шлюз
на реке Яуза (1937—39; фрески М. Ф. Оленева, скульптурный декор И.
А. Рабиновича), жилые дома на Раушской набережной (1935—37), на
Большой Калужской улице (1939—40, росписи Оленева; Государственная
премия СССР, 1941) и др. Проектировал здания театров в Москве: ВЦСПС
(1933), им. В. Э. Мейерхольда (1933; оба — совместно с Парусниковым
и Соболевым), Камерного (1934; совместно с С. Н. Кожиным) и др. С
1934 преподавал в Академии архитектуры СССР. Создавал проекты
мемориалов Великой Отечественной войны, восстановления и
реконструкции Сталинграда (1943—46), Киева (1944), Смоленска
(1944—46). Исполнял рисунки и акварели (цикл «Капиталистический
мир», 1925—28, в экспрессионистском стиле; архитектурные пейзажи и
др.). Оформлял спектакли Московского театра для детей («Находка, или
Малютка Поле» Е. Я. Тараховской, 1924, «Негритёнок и обезьяна» Н. И.
Сац и С. Г. Розанова, 1927) и Театра им. Евг. Вахтангова в Москве
(«Электра» Софокла, совместно с В. И. Мухиной, 1946), и др.
Трагически погиб в автокатастрофе 27.5.1946 в Москве.
БРЭ
Вместе с Г.П.Гольцем похоронены:
Гольц Галина Николаевна,
урожд. Щеглова (1896–1984), танцовщица, жена Г.Гольца;
Гольц Ника Георгиевна
(1925–2012), график, заслуженный художник РФ.