ГУСЕВ Виктор Михайлович (1909–1944)
Поэт, драматург, киносценарист. Родился 17(30).1.1909 в Москве. В
1925—26 учился в «школе юниоров» — Драматической студии при Театре
Революции, затем слушатель Высших литературных курсов (1927—29),
студент факультета литературы и искусства Московского университета
(1929—31). Сценарист театрализованных представлений московских
коллективов «Синей блузы», сочинитель либретто «живых картин» и
частушек для праздничных действ в рабочих клубах. Первые сборники
стихов «Поход вещей» (1929). Разрабатывал жанр лирико-героической
стихотворной новеллы, часто выступал с ними в московских
периодических изданиях. Громкую литературную известность ему
принесла пронизанная тонами героики комедия «Слава», поставленная в
1936 Центральным театром Красной Армии на основной сцене и в Зелёном
театре ЦПКиО им. М. Горького, Малым театром и др. В 1939 создал
либретто оперы «Волочаевские дни» (музыка И. Дзержинского,
постановка Большого театра), в 1942 — комические оперы «Хрустальный
кубок» (совместно с Л. Кассилем, музыка Т. Хренникова), в 1940 —
оперетты «Жизнь актёра». Особенно широкой его популярность как
создателя драматических произведений в стихах, посвящённых жизни
Москвы и москвичей, стала после выхода на сцены в 1940—42 лирической
комедии «Весна в Москве» (Театр Революции, 1940) и одноимённого
радиоспектакля (в 1953 сделана была и киноверсия). Успехом у
московской театральной аудитории в разное время пользовались пьесы
Гусева «Дружба» (Малый театр, 1938), «Москвичка» и «Сыновья трёх
рек» (обе — Московский театр драмы, 1942 и 1943), «Сын Рыбакова»
(другое название «Иван Рыбаков»; авторский вариант 1939 завершил В.
Винников в 1953). С использованием нового текста постановка была
осуществлена Центральным телевидением (1955). Автор сценариев
знаменитых кинокартин «Свинарка и пастух» (1941; Государственная
премия, 1942), «В шесть часов вечера после войны» (1944;
Государственная премия, 1946). Популярность Гусева как мастера
современной драматургии со своим неповторимым почерком, умеющего
убедительно говорить о важности выполнения нравственного долга, ярко
и романтично выявлять привлекательность патриотической линии в
поведении людей, сделали его работы знаками эпохи и одновременно
инструментами художественной пропаганды советского строя. Особую
силу обрели во второй половине 1930—40-х многие эффектные образцы
гусевского песенного творчества, быстро завоевавшие своё место в
возвышении образа Москвы-столицы, в раскрытии столичной темы как
благодатной основы для воспитания оптимистического самосознания.
Весьма значительными по динамике воздействия остаётся эстетический
заряд таких песен, как: «Полюшко-поле» («Степная кавалерийская»,
1934; музыка Л. Книппера), «Были два друга в нашем полку» (1937;
музыка П. Германова), «Песня о Москве» («Хорошо на московском
просторе», 1941; музыка Т. Хренникова), «Есть на Севере хороший
городок» (1942; музыка Хренникова), «Когда песню поёшь…» (1943;
музыка В. П. Соловьёва-Седого); «Вася Крючкин» («Девушка и взвод»,
1943; музыка Соловьёва-Седого), «Казак уходил на войну» (1944;
музыка Хренникова), «Песня артиллеристов» («Горит в сердцах у нас
любовь к земле родимой», 1944; музыка Хренникова), «На грозную битву
вставайте…» (1944; музыка Хренникова) и др. С первых дней Великой
Отечественной войны руководил литературно-драматическим вещанием
Всесоюзного радиокомитета. При нём существенно усилилась роль живого
слова на радио. К работе в студиях Дома звукозаписи (ныне Малая
Никитская) привлекались практически все писатели, жившие в Москве.
Обновлённая по инициативе Гусева редакция увеличила объём передач с
чтением классических произведений прозы и поэзии выдающимися
мастерами московских театров. Премьеры созданных под его попечением
радиопостановок становились событиями в мире радиодраматургии,
начинавшей обретать свою подлинную силу. Опыт прямого репортажа,
полученный в дни праздничных торжеств на Красной площади, успешно
трансформировался им в поисках оригинальных подходов к раскрытию
патриотической темы средствами радио. Под руководством Гусева
активно организовывались трансляции из залов московских театров.
Известный в Москве с молодых лет как увлечённый мастер культуры,
оптимист и новатор, Гусев сотрудничал с композиторами Дзержинским,
В. Волошиновым, Д. Кабалевским, Соловьёвым-Седым, Хренниковым. В
круге его общения были кинорежиссёры И. Пырьев, М. Ромм, А. Столпер,
писатели М. Залка, К. Финн, И. Шток и многие другие. С 1937 жил в
Лаврушинском переулке, 17. Именем Гусева был назван пассажирский
пароход, с 1940-х его имя носит улица в дачном посёлке писателей во
Внуково. Скончался 23.1.1944 в Москве.
Московская энциклопедия. Лица Москвы
ГУСЕВ Михаил Викторович (1934–2005)
Микробиолог. Доктор биологических наук (1971), професор (1974),
заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный профессор МГУ. Родился
29.5.1934 в Москве, отец — поэт и драматург В. М. Гусев, мать —
учительница Н. П. Степанова. В 1957 окончил кафедру микробиологии
биолого-почвенного факультета МГУ, в 1962 — аспирантуру там же
(кандидат биологических наук, 1963) и до конца жизни работал на
биолого-почвенном (с 1973 — биологическом) факультете: доцент (с
1965), профессор (с 1974) кафедры микробиологии; профессор,
заведующий кафедрой физиологии растений (1976—84), заведующий
кафедрой клеточной физиологии и иммунологии (1984—2005; в 2002 по
инициативе Гусева переименована в кафедру физиологии
микроорганизмов). Одновременно с 1973 по 2005 — декан биологического
факультета МГУ. Находился на этом посту 33 года — рекордно долгий
срок для естественных факультетов МГУ. Представлял РФ в Комиссии по
биолологическому образованию Международного союза биологических наук
при ЮНЕСКО (1986—97). Основные научные труды посвящены клеточной
физиологии, физиологии и биохимии фототрофных организмов. Впервые
показал анаэробную природу некоторых цианобактерий. Разработал
классификацию форм жизни по типу их взаимодействия с молекулярным
кислородом и предложил оригинальную концепцию, объясняющую пути
формирования дыхательного метаболизма. Эти исследования легли в
основу нетрадиционных направлений биотехнологии с использованием
фототрофных микроорганизмов, в первую очередь цианобактерий, а также
для разработки практических мер против цветения воды, вызываемого
цианобактериями. Обосновал необходимость эволюционного подхода к
изучению старения организмов и заложил основы нового научного
направления — эволюционной геронтологии. Развивал концепцию
биоцентризма как альтернативу доминирующему ныне
антропоцентрическому подходу к биологии, биотехнологии, биополитике
и системе просвещения, что послужило основой для создания ещё одного
нового научного направления. На посту декана биологического
факультета способствовал созданию на факультете и в МГУ ряда новых
подразделений, отвечающих современным потребностям науки. Автор
нескольких сборников стихов. Государственная премия СССР (1988),
премия Правительства РФ в области образования (2001). Действительный
член РАЕН (2002). Награждён орденом «Знак Почёта», российскими
орденами Дружбы и Почёта, медалями. В детстве жил в Лаврушинском
переулке, 17; в 1990-е—2005 на Ломоносовском проспекте, 14.
Скончался 11.7.2005 в Москве.
Московская энциклопедия. Лица Москвы
М.В.Гусеву установлена
мемориальная доска
на Ленинских горах, владение 1, строение 12 (в холле здания
биологического и почвенного факультетов МГУ).
Вместе с В.М. и М.В. Гусевыми похоронены:
Гусев Михаил Прокофьевич
(1888–1945), служащий;
Гусева Анастасия Семёновна
(1889–1956), жена М.Гусева;
Степанова Анна Михайловна
(1884–1956);
Аввакумова Варвара Прокофьевна
(1884–1971), медсестра, сестра М.Гусева;
Степанова Нина Петровна
(1908–1987), учительница, редактор на Радио, дочь А.Степановой, жена
В.Гусева, мать М.Гусева;
Гусева Мария Михайловна
(1960–1993), переводчик, внучка В.Гусева.