ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860–1900)
Русский живописец-пейзажист. Родился 18(30).8.1860 в Кибартае, ныне
Литва, в семье мелкого железнодорожного служащего. С начала 1870-х
годов жил в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества (МУЖВЗ; 1873—85) у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. С 1884
экспонент, с 1891 член Товарищества передвижников. С 1897 член
художественного объединения «Мюнхенский Сецессион». Участник
выставок журнала «Мир искусства» (1898—1900). С 1898 преподаватель
МУЖВЗ (ученики — П.И.Петровичев, Н.Н.Сапунов и др.). Работал в Крыму
(1886, 1899), на Волге (1887—90), в Финляндии (1896), в Италии,
Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898). Восприняв у Саврасова
метод тщательного изучения натуры и поэтизации обыденного,
приближаясь к пленэрной живописи на основе опытов Поленова и
мастеров барбизонской школы, Левитан в начале 1880-х годов
постепенно переходит от детализации и жанрово-повествовательной
трактовки мотива, скупого, порою сумрачного колорита ранних работ к
более широкой манере, к раскрытию тончайших состояний природы и
атмосферы, к цельности эмоционального образа («Осенний день.
Сокольники», 1879), а в сериях этюдов этих лет — к тональному, тонко
нюансированному колориту («Мостик. Саввинская слобода», 1884, этюд).
Обогатив свою палитру работой в Крыму, Левитан открывает для себя
величие волжских пространств, изображение которых становится одной
из его главных тем («Вечер на Волге», 1888). В произведениях конца
1880-х годов Левитан добивается ясности, выверенности композиции,
чёткости пространственных планов, неразрывно связанных
уравновешенным цветовым строем («Вечер. Золотой Плёс», «После дождя.
Плёс»; оба — 1889). В его творчестве рождается так называемый пейзаж
настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение
движений человеческой души. Природа предстаёт у Левитана поэтически
преображенной, одухотворённой незримым присутствием человека; её
образ внушается зрителю вместе с гаммой общепонятных ассоциаций и
переживаний — тревожных или интимно-лирических. В дальнейшем
передача конкретных ландшафтов постепенно сменяется воплощением
самого характера русской природы, типичные её черт. Овеянные
традиционными народными представлениями, эти произведения во многом
отражают понятные современникам мысли, чувства и настроения; своим
интонационным строем они особенно близки лирической прозе А. П.
Чехова («Вечерний звон», «У омута»; оба — 1892). Картиной
«Владимирка» (1892), где впервые возникает ставшая затем одной из
центральных для Левитана тема дороги, её влекущей вдаль силы,
художник заявил также о своей общественной позиции, изобразив тракт,
по которому шли сосланные в Сибирь на каторгу. Светонасыщенность,
прозрачность чистых цветов, внутренняя динамика живописи ряда работ
1880—90-х годов («Берёзовая роща», 1885—89; «Март») в известной мере
созвучны стилистике импрессионизма. В больших композициях Левитана
эти качества служат средством достижения мажорной звонкости цвета,
сочетающейся с устойчивой определённостью форм («Свежий ветер.
Волга», 1891—95; «Золотая осень», 1895). Творчество Левитана 1890-х
годов, связанное с общими стилистическими исканиями русского
искусства этого времени, отмечено также тяготением к большей
обобщенности письма, к плоскостно-декоративному, остросилуэтному
разрешению композиции, к некоторой драматизации пейзажного мотива
(«Над вечным покоем», 1894; «Сумерки. Стога», 1899; «Летний вечер»,
1900; как и все названные произведения — в Третьяковской галерее).
Стремлением к синтезу образных и живописных поисков последних лет
явилась незаконченная картина «Озеро. Русь» (1900, Русский музей,
Санкт-Петербург) — монументально-эпический символ родной страны.
Искусство Левитана составило эпоху в развитии русской пейзажной
живописи, оказав значительное влияние на следующее поколение
художников-пейзажистов. Скончался 22.7(4.8).1900 в Москве.
БСЭ
И.И.Левитан перезахоронен с Дорогомиловского еврейского кладбища.
И.И.Левитану установлена
мемориальная доска в Большом
Трёхсвятительском переулке, дом 1, строение 2.