МАКАРЕНКО Антон Семёнович (1888–1939)
Педагог, писатель. Родился 1(13).3.1888 в городе Белополье
Харьковской губернии, ныне в Сумской области Украины. По окончании
Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём
(1905) преподавал в железнодорожных училищах в Крюкове (1905—11), на
станции Долинская (1911—14) и в Полтавском высшем начальном училище
(1917). Окончив Полтавский учительский институт (1917), заведовал
Высшим начальным училищем в Крюкове (1917—19) и начальным училищем в
Полтаве (1919—20). В сентябре 1920 возглавил колонию для
беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой [с
1921 Колония им. М. Горького; в 1926 переведена в Куряж (ныне
посёлок Подворки) близ Харькова], руководил Трудовой коммуной им. Ф.
Э. Дзержинского (1927—35, в пригороде Харькова). В 1935—37 в НКВД
УССР (начальник, затем заместитель начальника отдела трудовых
колоний), заведующий колонией для несовершеннолетних в Броварах (под
Киевом; октябрь 1936 — январь 1937). С 1937 в Москве; занимался в
основном литературной деятельностью. Макаренко создал оригинальное и
значимое направление в воспитании — «педагогику отношений», которая
была направлена на преодоление отчуждения людей друг от друга,
личности от общества, труда и культуры. Разработал новаторскую и
целостную теорию воспитания в коллективе и через коллектив на основе
единства свободы и ответственности, прав и обязанностей личности как
необходимого условия её свободного развития. Подчёркивал
необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности
в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив
(«педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом.
Макаренко создал методику целесообразного, в зависимости от
конкретных условий, организационного строения коллектива
воспитанников, взаимоотношений личности и коллектива,
самоуправления, формирования общественного мнения как регулятора
отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перед ним системы
перспективных линий, укрепления и развития традиций. Предложил
конкретные методики воспитания: метод «создания событий»
(воспитательных ситуаций, имеющих поворотное значение), коллективное
осуждение, бойкот («педагогический взрыв»), авансирование
воспитанников «завтрашней радостью». Макаренко осуществил
беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания
детей-правонарушителей, создал эффективную социально-педагогическую
систему работы с беспризорниками. Сущность своего педагогического
опыта определял принципом «как можно больше требования к человеку и
как можно больше уважения к нему». Акцентировал воспитание на
стимулировании положительных задатков личности («проектирование
лучшего в человеке»). В созданных и руководимых Макаренко колониях и
коммунах («школы-хозяйства») основой воспитательного процесса
выступало передовое сельскохозяйственное, а затем промышленное
производство, базирующееся на высоком уровне науки и техники. У
коммунаров вырабатывались умения и навыки коллективного
хозяйствования (разновозрастные отряды, советы командиров),
осуществлялась новая система экономических отношений (хозрасчёт,
полная самоокупаемость), развивались принципы трудовой морали. Это
достигалось благодаря пафосу активно-творческой деятельности («труд
— забота»), неразрывной связи обучения с воспитанием, школы с жизнью
и трудом, яркими праздниками, ритуалами и традициями, создающими
стимулирующий эмоциональный настрой. Макаренко внёс существенный
вклад в теорию семейного воспитания. В «Книге для родителей» (1937,
совместно с Г. С. Макаренко) утверждал, что воспитать ребёнка
правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Главным
принципом семейной педагогики считал высокие требования родителей к
себе, подчёркивал необходимость серьёзного и искреннего тона в
отношениях с детьми. В литературных произведениях [повести «Марш
30-го года» (1932), «Флаги на башнях» (1938), «Педагогическая поэма»
(ч. 1—3, 1933—36)] на материале собственного опыта показал
сложнейшую гамму полнокровного взаимодействия детства и юности с
жизнью взрослых, социальной действительностью. Созданная Макаренко
социально-личностная, жизненно ориентированная педагогика актуальна
и перспективна. В Москве действуют: Педагогический музей А. С.
Макаренко (основан в 1983, открыт в 1992), штаб-квартира
Международной ассоциации Макаренко А. С. (создана в 1991).
Произведения Макаренко изданы на большинстве языков стран Западной
Европы и Азии. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Скончался 1.4.1939 в Москве.
БРЭ
Вместе с А.С.Макаренко похоронены:
Салько Антон
(младенец–1954);
Салько Лев Михайлович
(1914–1958), подполковник, приёмный сын А.Макаренко, отец А.Салько;
Макаренко Галина Стахиевна
(1892–1962), жена А.Макаренко.