Памятник на могиле Замкова А.А. (1883–1942), ск. В.Мухина, арх. А.Заварзин, и Мухиной В.И. (1889–1953), ск. З.Иванова, арх. Н.Зеленская, арх. А.Заварзин, на Новодевичьем кладбище (2–28–16).

ЗАМКОВ Алексей Андреевич (1883–1942)

 

Хирург, терапевт, уролог. Родился в 1883. Участник революции 1905 года. В 1910-х отошёл от революционной деятельности и стал врачом. Участник 1-й мировой войны. С 1927 работал в Институте экспериментальной биологии. В 1930 арестован, приговорён к административной ссылке в Воронеж, в 1932 освобождён. В 1933—38 директор Государственного института урогравиданотерапии. Создатель препарата «Гравидан». Скончался 25.10.1942.

 

МУХИНА Вера Игнатьевна (1889–1953)

 

Скульптор. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). Родилась 19.6(1.7).1889 в Риге. Училась в Москве (1909—12) у К. Ф. Юона и И. И. Машкова, а также в Париже (1912—14) у Э. А. Бурделя. С 1909 жила в Москве. Преподавала в Московском высшем художественно-промышленном училище (1926—27) и Вхутеине (1926—30). Уже в ранних произведениях Мухиной, отмеченных некоторым влиянием кубизма, заметно тяготение к монументальности и лаконизму форм («Пьета», глина, 1916, не сохранилась). После Октябрьской революции 1917 Мухина участвовала в осуществлении плана монументальной пропаганды (проект памятника Н. И. Новикову, глина, 1918, не сохранился). В 20-е годы Мухина создала проекты памятников — романтически приподнятые образы-олицетворения, проникнутые бурным движением (памятник В. М. Загорскому, 1921, «Пламя революции», 1922—23, оба — гипс, Музей Революции СССР, Москва), а также станковые фигуры, крепко сбитые, утяжелённые объёмы которых выражают мощь внутренней жизни натуры («Ветер», 1926—27, «Крестьянка», 1927, обе — бронза, Третьяковская галерея). В 30-е годы Мухина переходит к более детализованной лепке, сочетая чёткое выявление закономерностей конструкции с жизненной конкретностью образа. Обращаясь к портрету, Мухина иногда заостряет наиболее характерные черты лица модели («С. А. Котляревский», бронза, 1929, там же), но чаще типизирует их, создавая обобщённый образ современника («С. А. Замков», мрамор, 1935, там же), однако неизменно сохраняет живую непосредственность отношения к портретируемому. С 30-х годов Мухина всё чаще занимается проблемами синтеза искусств. Главный результат этих поисков — 24-метровая группа «Рабочий и колхозница», увенчавшая советский павильон на Всемирной выставке 1937 в Париже (ныне установлена перед северным входом ВДНХ в Москве; нержавеющая сталь, 1935—37; Государственная премия СССР, 1941). Диагональная композиция группы отражает нарастающий кверху ритм здания-постамента (архитектор Б. М. Иофан); пространственно дифференцированные формы монумента объединяются мотивом стремительно убыстряющегося движения, в результате чего возникает особая декоративная звучность и зрительная лёгкость силуэта. Фигуры юноши и девушки, несущих серп и молот, стали не только этапным произведением, но и всемирно известным символом нового общества. Среди лучших работ Мухиной последующих лет — памятник М. Горькому, проникнутый революционно-романтическим духом раннего творчества писателя (архитектор В. В. Лебедев, П. П. Штеллер, бронза, гранит, 1938—39, установлен в 1952 в Горьком, ныне Нижнем Новгороде), а также декоративная группа «Хлеб», гармонически-плавные, «певучие» ритмы которой рождают представление о физической и духовной красоте людей труда (бронза, 1939, Третьяковская галерея). В Великую Отечественную войну 1941—1945 Мухина работает преимущественно в области портрета (неизменно связывая индивидуальные особенности человеческой личности с судьбой народа, позволяя ощутить героический пафос эпохи): с суровой правдивостью передаёт облик советских воинов («Б. А. Юсупов» и «И. Л. Хижняк», оба — гипс, 1942, и бронза, 1947, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1943), создаёт образы деятелей науки и культуры («Хирург Н. Н. Бурденко», гипс, 1943, и бронза, 1947, Третьяковская галерея; «Академик А. Н. Крылов», дерево, 1945, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1946), а также обобщённо-символический образ советской девушки, выражающий ненависть к врагу и несокрушимую уверенность в победе над ним («Партизанка», гипс, 1942, Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада, Душанбе; бронза, 1951, Третьяковская галерея). В послевоенный период Мухина вновь обращается к монументальной скульптуре, практически воплощая исполненный И. Д. Шадром проект памятника Горькому для Москвы (совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, архитектор З. М. Розенфельд; бронза, гранит, 1951; Государственная премия СССР, 1952), работая над многофигурной композицией «Требуем мира!» (совместно с Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой, С. В. Казаковым, А. М. Сергеевым; гипс, 1950, Русский музей, Ленинград; Государственная премия СССР, 1951) и памятником П. И. Чайковскому в Москве (совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, архитектор А. А. Заварзин; бронза, гранит, с 1945; открыт в 1954). Стремясь обогатить художественный язык искусства, Мухина неоднократно выступала как теоретик скульптуры, часто обращалась к новым материалам, разрабатывала технику полихромной пластики. Будучи мастером широкого профиля, Мухина оформляла выставки, создавала промышленную графику, проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора (статуэтка «С. Г. Корень в роли Меркуцио», 1949, и др.), театрально-декорационные работы (эскизы костюмов к «Электре» Софокла, 1944, в Театре им. Е. Вахтангова, Москва, и др.), работала над оформлением перонного зала и наземного вестибюля станции «Сталинская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена (1944; после 1961 — станция «Семёновская»; совместно с Н. К. Венцелем и Б. П. Ахметьевым), была одним из инициаторов движения за улучшение производства советского художественного стекла, работая в этой области в 1938—53 («Женский торс», 1929—52). Самостоятельное художественное значение имеют рисунки Мухиной, с изысканным лаконизмом передающие особенности пластического строения натуры. Награждена 2 орденами, а также медалями. Скончалась 6.10.1953 в Москве.

БСЭ

В.И.Мухиной установлена мемориальная доска в Пречистенском переулке, дом 5а.
В.И.Мухиной установлен памятник в Пречистенском переулке.