НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858–1943)
Режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург.
Основатель (совместно с К.С.Станиславским) Московского
Художественного театра. Народный артист СССР (1936). Родился
11(23).12.1858 в Озургеты, ныне Махарадзе Грузии. В юности
участвовал в любительских спектаклях. В 1876—79 учился на
физико-математическом факультете Московского университета. В 70-х
годах начал выступать в качестве театрального критика. Прозаические
произведения Немировича-Данченко отмечены влиянием А. П. Чехова:
повести, посвященные деревне, — «Губернаторская ревизия» (1896),
«Сны» (1898), жизни актёров — «Драма за сценой» (1896), нравам
прессы — «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесы «Новое
дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896) и др. ставились в
Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание
современного ему театрального искусства привело Немировича-Данченко
к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись
режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства
и литературы, Немирович-Данченко предложил ему объединить усилия для
утверждения новаторской программы театрального творчества.
Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898
Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа),
в труппу которого вошли некоторые ученики Немировича-Данченко (в
1891—1901 он руководил драматическим отделом
Музыкально-драматического училища Московского филармонического
общества) и участники общества искусства и литературы. Утверждение
реалистической программы Художественного театра, связанной с
принципами искусства «переживания», с постановкой передовой
современной драмы, осуществлялось театром под совместным
руководством Немировича-Данченко и Станиславского, причём
Немировичу-Данченко принадлежало определяющее положение в области
репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы
А. П. Чехова — «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры»
(1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904).
Немирович-Данченко способствовал привлечению драматургии М.
Горького, вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902). Он
осуществил постановки пьес Г. Гауптмана («Одинокие», 1899) и Г.
Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества»,
1903: «Бранд», 1906: «Росмерсхольм», 1908). В 1903
Немирович-Данченко поставил трагедию «Юлий Цезарь» Шекспира, широко
используя средства современного психологического театра. Новаторские
принципы режиссуры Немировича-Данченко — мастерство психологического
анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой
общественной среды и особенности стиля автора — убедительно
проявились и в постановках русской классики («На всякого мудреца
довольно простоты» Островского, 1910; «Смерть Пазухина»
Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке «Братьев Карамазовых»
Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы
романа. Так же в предреволюционные годы были поставлены инсценировки
«Бесов» Достоевского («Николай Ставрогин», 1913), пьесы Л. Н.
Андреева «Анатэма» (1909) и «Мысль» (1914). После победы Великой
Октябрьской социалистической революции Немирович-Данченко работал
над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал
решение проблемы современной трагедии в «Блокаде» Вс. Иванова
(1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных
истории и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая»
Тренёва (1936), «Половчанские сады» Леонова (1939) и «Кремлёвские
куранты» Погодина (1942). В спектаклях по романам Л. Н. Толстого
«Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец
нового сценического прочтения произведений великого писателя.
Немирович-Данченко осуществил также постановки русской классической
драматургии: «Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Грибоедова
(1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую
социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей
его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях
«Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940). Немирович-Данченко
широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории,
воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с
изысканиями К. С. Станиславского. В своих обобщениях
Немирович-Данченко исходил из концепции о «трёх восприятиях
театрального представления», «о трёх путях к нему: социальном,
жизненном, театральном» — в их неразрывном единстве. Именно на этой
основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики
учение Немировича-Данченко о «втором плане сценической жизни
актёра», о «зерне» образа, о «физическом самочувствии», о
«внутреннем монологе». Борьбу за принципы сценического реализма,
против рутины и штампов Немирович-Данченко вёл и в области
музыкального театра; он организовал в 1919 при МХТе Музыкальную
студию (с 1926 — Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко),
где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: «Дочь
Анго» Лекока, «Лисистрата» Аристофана, «Карменсита и солдат» на
музыку Бизе, «Травиата» Верди, «Катерина Измайлова» Шостаковича, «В
бурю» Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943).
Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Скончался 25.4.1943 в Москве.
БСЭ
В.И.Немировичу-Данченко установлена
мемориальная доска в Глинищевском
переулке, дом 5/7.
К.С.Станиславскому и Вл.И.Немировичу-Данченко установлен
памятник в Камергерском переулке.
Муж
Е.Н.Немирович-Данченко.